Австрийский философ и психолог Франц Брентано (1838-1917), являясь противником как экспериментальной структуралистской теории В. Вундта, так и ассоциативной психологии, создал свою психологическую теорию и программу развития психологии как самостоятельной науки, получившую название функционализма, В ней содержатся следующие ключевые идеи.
1. Главное качество сознания - интенциокальность, или особого рода активность, в результате которой оно всегда взаимодействует с каким-либо объектом и направлено на него. Содержаниями сознания являются .-'•; ощущения и восприятия, а интенциональные акты, содержащие в себе объект, с которым они взаимодействуют.
2. Предмет психологии - не содержания, а акты сознания.
3. Задача психологии как науки - изучение интенциональных актов сознания и описание того, как работает сознание, а не из чего оно состоит.
4. Существуют три основные формы интенциональных актов (или актов активности сознания):
- акты представления - они являются ведущими и определяются как процесс презентации предмета сознанию. Это восприятие, воображение, понятие;
- акты суждения, в процессе которых объекту дается оценка истинности или ложности;
- акты чувства, которые представляют собой эмоциональную оценку объекта с точки зрения его желаемости или отвергаемости субъектом.
5. Метод исследования интенциональных актов -
не эксперимент, а тщательное непредвзятое и непосредственное внутреннее наблюдение за протеканием этих актов.
При некоторой идеалистичнее™ теории интенциокаль-ных актов сознания заслуга Ф. Брентано состоит в том. что он ввел в психологию изучение сознания не в его содержательном, а в процессуальном аспекте, а также указал на активность и предметность сознания, что дало толчок к развитию этой стороны в исследовании данного предмета. Его идеи повлияли на Вюрцбургскую школу, поставившую себе задачу изучения процессуальное™ мышления, обусловили развитие новых экспериментальных методик изучения сознания, в частности феноменологический метод.
Формы проявления аутизма
Аутизм проявляется в различных сферах. Рассмотрим речевую сферу аутичного ребенка.
Развитие ребенка, страдающего аутизмом, как правило, аномально уже на самых ранних этапах онтогенеза. Сравнение нормально протекающего и нарушенного разви ...
Память.
основа психической деятельности.
Память –
форма психического отражения, заключающаяся в закреплении , сохранении и последующем воспроизведении опыта, делающая возможным его повторенное использование в деятельности или возвращения в сфер ...
|