Психология » История психологии как самостоятельная наука » Психологическая концепция интенциональных актов Ф. Брентано
Психологическая концепция интенциональных актов Ф. Брентано

Австрийский философ и психолог Франц Брентано (1838-1917), являясь противником как экспериментальной структуралистской теории В. Вундта, так и ассоциативной психологии, создал свою психологическую теорию и программу развития психологии как самостоятельной науки, получившую название функционализма, В ней содержатся следующие ключевые идеи.

1. Главное качество сознания - интенциокальность, или особого рода активность, в результате которой оно всегда взаимодействует с каким-либо объектом и направлено на него. Содержаниями сознания являются .-'•; ощущения и восприятия, а интенциональные акты, содержащие в себе объект, с которым они взаимодействуют.

2. Предмет психологии - не содержания, а акты сознания.

3. Задача психологии как науки - изучение интенциональных актов сознания и описание того, как работает сознание, а не из чего оно состоит.

4. Существуют три основные формы интенциональных актов (или актов активности сознания):

- акты представления - они являются ведущими и определяются как процесс презентации предмета сознанию. Это восприятие, воображение, понятие;

- акты суждения, в процессе которых объекту дается оценка истинности или ложности;

- акты чувства, которые представляют собой эмоциональную оценку объекта с точки зрения его желаемости или отвергаемости субъектом.

5. Метод исследования интенциональных актов -

не эксперимент, а тщательное непредвзятое и непосредственное внутреннее наблюдение за протеканием этих актов.

При некоторой идеалистичнее™ теории интенциокаль-ных актов сознания заслуга Ф. Брентано состоит в том. что он ввел в психологию изучение сознания не в его содержательном, а в процессуальном аспекте, а также указал на активность и предметность сознания, что дало толчок к развитию этой стороны в исследовании данного предмета. Его идеи повлияли на Вюрцбургскую школу, поставившую себе задачу изучения процессуальное™ мышления, обусловили развитие новых экспериментальных методик изучения сознания, в частности феноменологический метод.


Психологическая помощь детям с аутизмом
Средства помощи аутичному ребенку должны быть направлены на постоянное поддержание психофизического тонуса, психологическую помощь в развитии аффективной сферы, коммуникативных навыков. Для поддержания психофизического тонуса и снятия эм ...

Беседа с учителями и воспитателями
Беседа с учителем или воспитателем, с психотерапевтической точки зрения, имеет смысл только тогда, когда ребенок будет чувствовать по отношению к психотерапевту большое доверие и только если он будет с этим согласен. Возможно, ребенок и с ...