Виды агрессии и их характеристики
Страница 1

Рассмотрев основные теории, объясняющие природу агрессивности, определим основные понятия. Р. Бэрон и Д. Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Сюда не относятся дорожно-транспортные происшествия, причинение боли во время лечения зубов, а также не преднамеренное столкновение на тротуарах. Под это определение попадают рукоприкладство, прямые оскорбления и даже “дразнилки”.[19]

Это определение включает в себя два разных типа агрессии. Оба они свойственны животным: СОЦИАЛЬНАЯ агрессия, характеризуемая яркими вспышками ярости, и МОЛЧАЛИВАЯ агрессия, подобная той, что проявляет хищник, когда подкрадывается к своей жертве. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

1.Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

2. В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

3. Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой.

У людей психологи различают 2 типа агрессии:

· враждебная агрессия

· инструментальная агрессия

Враждебная агрессия проистекает из злости. Ее единственная цель – причинить вред. Инструментальная агрессия является средством достижения какой-либо цели. В этом случае причинение вреда не самоцель, но средство достижения какой-либо иной позитивной цели.[3]

Под агрессией

, по Э. Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

Агрессивность

, по Р.С. Немову, понимается как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

"Психологический словарь" под редакцией Зинченко предлагает следующее определение: Агрессия

- мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).[8]

Л.А. Ганова определяет агрессию

как защитную реакцию на фрустрирующую ситуацию неопределенности. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики, может иметь различную степень выраженности, ведомости, конформности, чрезмерное развитие. Агрессивность деформирует структуру личности, которая становится конфликтной, неспособной к кооперации. Сама по себе агрессивность не делает субъекта опасным, т.к. сам акт агрессии может и не принимать социально опасные и неодобряемые формы – речь идет о так называемой социализированной агрессии – т.е. научение субъекта выражать агрессию в социализированных формах, применяемых в рамках данной культуры. Склонность субъекта выражать агрессию в социализированных формах зависит от направленности личности и уровня ее интеллектуального развития.

Проявление агрессии весьма разнообразно.

Различают два основных типа агрессивных проявлений:

• Целевая агрессия

• Инструментальная агрессия

Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.[7]

Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Заградова, Осинский А.К., Левитов Н.Д.:

По направленности:

- направленная во вне;

- направленная на себя (аутоагрессия);

По цели:

- интеллектуальная агрессия;

- враждебная агрессия;

По методу выражения:

- физическая агрессия;

- вербальная агрессия;

По степени выражения:

- прямая агрессия;

- косвенная агрессия;

По наличию инициативы:

- инициативная агрессия;

- оборонительная агрессия;

Страницы: 1 2


Введение.
Каждый человек, взрослый или новорожденный, представляет собой индивид – биологическую особь. Новорожденный ребенок является только индивидом. Вступая в общение с людьми, участвуя в коллективном труде, человек становится общественным, соц ...

Методика « Сложные аналогии».
Методика используется для оценки логического мышления, может применяться как индивидуально, так и в группе. Содержание методики: испытуемому предлагается на бланке 20 пар слов, отношения между которыми построены на абстрактных связях, на ...