Взаимосвязь поведения и деятельности
Страница 2

Деятельность отличается от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична.

Когда в теории личности подчеркивается личностная значимость объективных знаний внешних обстоятельств деятельности, то этим самым ставится вопрос также о направлении ожидаемого поведения (или деятельности личности) в соответствии с тем личностным смыслом, который приобретает для данного человека предмет его деятельности.

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход - экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Одним из проявлений деятельности, поведения выступает «инициативность». Инициативность в поведении работника присутствует как необходимый элемент трудовой деятельности. Степень обязательности инициативы в труде зависит от категории работника.

Обязанность трудиться инициативно в значительной степени входит в трудовую функцию руководителя и специалиста и в гораздо меньшей степени отражается в числе трудовых обязанностей рабочего. По-видимому, само по себе наличие или отсутствие инициативности в труде не может быть критерием трудовой активности. Проблема решается соотношением инициативности и требования трудового договора к ее проявлению применительно к конкретным категориям работников.

Превышение обязательных требований закона в проявлении инициативы в общественном труде можно квалифицировать как активное выражение инициативы, а это в свою очередь — один из показателей правовой активности личности. Рассматривая соотношение категорий «поведение», «активность», «инициативность» (не инициатива), можно, располагая их от «общего к частному», сформировать следующую конструкцию: «поведение — правомерное поведение — правовая активность — инициативность».

Человек, ведущий себя пассивно в силу своего характера, не умеет четко заявлять о своих желаниях и потребностях, и в тоже время он беззащитен перед требованием других. Пассивный человек не обладает иммунитетом против активной деятельности других. Достаточно малой попытки натиска и он начинает принимать ее безропотно, что практически подавляет и без того его слабое самосознание. В его действиях отсутствует уверенность, он мучается оттого, что не может должным образом применить свои способности и силу.

Страницы: 1 2 3


Восприятие.
Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – отражение комплексного отражения раздр ...

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, контрольный этап
С целью выявления эффективности внедренной нами коррекционной программы был проведен контрольный этап по методикам констатирующего этапа исследования. Составим сравнительную голограмму психологического развития детей на констатирующем и ...