Психология » Самооценка младших школьников » Методика Дембо- Рубинштейн
Методика Дембо- Рубинштейн
Страница 1

Материал: калькулятор, карточки с набором слов, характеризующих отдельные качества личности.

Ход опыта: Экспериментальная часть опыта выполняется в аудитории. Экспериментатор выдает стимульный материал испытуемым и просит отобрать 5 качеств, которые, по мнению испытуемого, характеризуют идеальную личность. Испытуемый выбирает из предложенного перечня качеств указанное количество слов и составляет из них два ряда. Первый ряд представляет собой набор качеств личности идеала испытуемого, является самым важным для идеала. Далее записываются качества идеала по мере убывания их значимости для испытуемого. Во втором ряду испытуемый записывает то качество, которое, по его мнению, развито у него самого в наибольшей степени. Затем так же, как и в первом ряду, испытуемый записывает качества собственной личности по мере убывания степени их развития у себя.

Обработка результатов:

После заполнения двух рядов подсчитывается коэффициент ранговой корреляции по Спирмену и делается вывод о количественном уровне самооценки. Формула: R=1-(6/a*(a -1))*b , где а – это количество качеств, а b- это сумма квадратов разностей.

При этом надо иметь в виду, что значение коэффициента менее 0,35 соответствует низкой самооценке, от 0,35 до 0,7 – средней и более 0,7 – соответствует высокому уровню самооценки.

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (26,с.67)

Данная методика основана на непосредственном оценивании школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.

Инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер, ум и т.д. Уровень развития каждого качества человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. В бланке нарисованы семь линий. Они обозначают:

a) Ум, способности

b) Характер

c) Авторитет у сверстников

d) Умение многое делать своими руками

e) Внешность

f) Уверенность в себе

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Обработка результатов: обработка проводится по 6 шкалам. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100мм., в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику.

1. По каждой из шести шкал определяется: а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки – расстояние в мм от нижней шкалы до знака «-».

Страницы: 1 2


Введение.
Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека. Психические процессы ...

Специфика деятельности психолога учреждения.
Функциональные обязанности психолога школы. 1.Организовать диагностическую работу с детьми девиантного поведения. 2.Держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников. 3.Выявлять и устранять психологические ...