Психология » Понятие времени в экзистенциальной психологии » Особенности восприятия времени в различных состояниях человека. Изменение восприятия времени, обусловленное сном
Особенности восприятия времени в различных состояниях человека. Изменение восприятия времени, обусловленное сном

Существует много свидетельств странного состояния: точно знаешь, что засыпаешь на очень короткое время, но в эти моменты успевает присниться длинное, наполненное сюжетом сновидение? Оказывается, феномены искажения хода субъективного времени при протекании сновидений известны давно.

Так приведем один пример, опубликованный в журнале в январе 1996 г.:

«В университете, где я ранее учился, проходит занятие физкультурой. Преподаватель комического вида, с брюхом, в белом халате, с тонкими ножками и с рупором в руке громким голосом командует колонной бегущих студентов. Бегущая колонна делает круги вокруг нового здания университетской библиотеки. А в это время преподаватель долго рассказывает об организации занятий, о бассейне университета, о том, какой это уникальный бассейн и т.п., фактически читая долгую лекцию, вместо того, чтобы сухо и кратко руководить пробежкой. В этом чувствуется нечто несуразное. Но вот голова колонны студентов уже сворачивает за угол здания, и преподаватель понимает, что туда звук его слов не достигнет. Он начинает суетиться, быстрее перебирая ножками, и стараясь не терять контроля за студентами. Речь его становится торопливой, голос повышается до визга. Ножки комичного преподавателя семенят все быстрее и быстрее, и у меня возникает вначале изумление, а затем и сомнение, может ли человек так быстро перебирать ногами? Кажется даже, что это уже не человек, а механическая курица. Но вот преподаватель споткнулся и упал. Его массивное пузатое тело с развевающимся белым халатом с грохотом и скрежетом проехало по асфальтовой дорожке. Это был настоящий металлический скрежет, сильный звук, от которого я проснулся. Когда же я проснулся, то понял, что звук был в ванной. Пришлось встать и посмотреть. Обнаружилось, что в самой ванне соскользнул с края и скатился вниз кусок камня-пемзы.

Анализируя это сновидение, я тогда же пришел к выводу, что начало соскальзывания камня совпало с началом сюжета, когда преподаватель кричал громким голосом в рупор, а конец - с моментом падения преподавателя. Таким образом, краткий миг падения камня вместил довольно длительное, логически связанное сновидение».

Такие психологические наблюдения, по всей видимости, не противоречат физиологическим особенностям сна. Физиология сна, как известно, различает несколько периодически чередующихся фаз - медленного сна и быстрого сна, смена которых приводит к существенным изменениям состояния головного мозга и всего организма человека. Медленный сон длится 60-90 мин и сменяется быстрым сном, протекающим всего за 20-30 мин. Во время медленного сна отсутствуют движения глаз, расслабляются скелетные мышцы, понижается электрическая активность мозга. В течение же быстрого сна регистрируются быстрые движения глаз и напряжение скелетных мышц, электроэнцефалограммы мозга становятся похожими на электроэнцефалограммы бодрствующего человека. В это же время возникают сновидения.

Рассматривая сновидение, как феномен, связанный со значительными изменениями физиологического состояния организма, не трудно включить в общую картину отдельные случаи искажения хода психологического времени сновидца. Существенное же, скачкообразное изменение психологического состояния сновидца, когда он проваливается в сон, или выходит из сна, можно рассматривать как пример катастрофы.


Мужчины в середине жизни
Фаррелл и Розенберг исследовали, как мужчины реагируют на достижение середины жизни. Они проинтервьюировали 300 мужчин среднего возраста, задавая им вопросы, касавшиеся семьи, работы и физических данных, и сравнили их ответы с ответами бо ...

Социально-психологические особенности студенческого возраста
Для этого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения молодого человека в учении, но и для овладения другими возможностями, ролям ...