Психология » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями психического развития. Общая психодиагностика
Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями психического развития. Общая психодиагностика
Страница 2

3. Принцип ненанесения ущерба. Предполагает, что результаты психодиагностики нельзя использовать во вред испытуемому. Если целью исследования является конкурсный или профессиональный отбор, то результаты должны быть открыты для клиента.

4. Принцип объективности выводов из результатов тестирования. Требует, чтобы они были научно обоснованы, а не определились субъективными установками психодиагноста.

5. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций. Означает, что такие рекомендации должны быть полезны испытуемому и не вести за собой нежелательных, непредсказуемых последствий.

К людям, занимающихся психодиагностикой предъявляют особые квалификационные требования. В США к практической работе по психодиагностике допускаются лишь лица, имеющие высшее психологическое образование и прошедшие двухгодичную специализацию по психодиагностике при университете. От психодиагнота требуется хорошая теоретическая подготовка, точное знание психодиагностических методик и правил их применения, наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик.

К общим морально-этическим нормам работы психодиагноста можно отнести следующее:

1. Человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли или обманным путем, за исключением особых случаев в судебной или медицинской практике, регламентируемой законом.

2. Перед проведением психологического тестирования человека необходимо предупреждать о том, что в процессе исследования он невольно может выдать такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает.

3. Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а так же то, где, кем и как они могут быть использованы.

4. Результаты психологического тестирования предоставляются испытуемому в доступной для правильного понимания форме.

5. Основная ответственность за правильное применение на практике психологических тестов лежит на психологах, лицах и организациях, использующих их.

3.

Общая характеристика методов психодиагностики

1.Диагностика на основе наблюдения.

В процедуру наблюдения вводятся стандартные схемы и условия, которые точно определяют, что наблюдать, как наблюдать, каким образом фиксировать результаты наблюдения, как их оценивать, интерпретировать и делать на их основе выводы. Таковы особенности стандартизированного наблюдения.

2. Опрос. Нужные сведения о психологических особенностях человека получают, анализируя письменные или устные ответы на серию стандартных, специально подобранных вопросов.

А – Анкета /ответ на вопросы, имеющие социально-дефографическое содержание/,

Б – Опросник /метод использующий письменные вопросы психологического плана/. Вопросы могут быть закрытыми когда даются односложные ответы /типа да, нет/ из серии предлагаемых. К открытым вопросам относятся те, ответ на которые делается в свободной форме, избираемой самим испытываемым. Отвечая на прямые вопросы испытуемый сам характеризует и непосредственно оценивает выраженность у него определенного психологического качества. В ответах на косвенные вопросы содержатся косвенные указания на особенности его психологического развития.

В – Интервью. Психолог задает вопросы и сам записывает ответы испытуемого.

3. Анализ поведенческих реакций человека и продуктов его деятельности.

Например в контент-анализе изучается содержание писем, произведений других продуктов деятельности субъекта.

Страницы: 1 2 3 4


Экспериментальное исследование становления ценностных ориентаций у студентов. Организация и методы исследования
Экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа проводилось в несколько этапов: I этап предусматривал анализ литературы по теме исследования: определение объекта, цели, предмета; постановку задач и м ...

Психологическая концепция интенциональных актов Ф. Брентано
Австрийский философ и психолог Франц Брентано (1838-1917), являясь противником как экспериментальной структуралистской теории В. Вундта, так и ассоциативной психологии, создал свою психологическую теорию и программу развития психологии ка ...