Психология » Становление ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа » Ценностные ориентации в структуре личности и её развитии
Ценностные ориентации в структуре личности и её развитии
Страница 1

Ценностные ориентации личности, как и любое другое многозначное междисциплинарное научное понятие, по-разному интерпретируются в произведениях различных авторов. В ряде исследований понятие "ценностные ориентации личности" по существу совпадает с терминами, характеризующими мотивационно-потребностную либо смысловую сферу. Так, А. Маслоу фактически не разделяет понятия "ценности", "потребности" и "мотивы", В. Франкл — "ценности" и "личностные смыслы". Во многих отечественных работах ценностные ориентации как бы поглощаются другими, более устоявшимися психологическими понятиями, которые являются основным объектом исследования того или иного автора. Как пишет Ф.Е. Василюк, "когда знакомишься с попытками психологической науки ответить на вопрос, что есть ценность, часто создается впечатление, что главное стремление этих попыток — отделаться от ценности как самостоятельной категории и свести ее к эмоциональной значимости, норме, установке и т. д. Но ценность явно не вмещается в узкие рамки этих понятий" [Цит. по: 8]. В этой связи, для определения места ценностных ориентации в общей системе личностных составляющих необходимо разграничить ценностные ориентации со смежными понятиями, прежде всего с такими, как "потребность", "мотив", "установка", "аттитюд", "диспозиция", "личностный смысл", "убеждение".

По словам Е.И. Головахи, "предметы потребностей, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущими жизненными ценностями" [Цит. по: 12]. Однако, по нашему мнению, совершенно очевидно, что если бы так происходило на самом деле, не могло бы существовать таких состояний, как внутриличностный конфликт, эгодистония и т. п., определяемых с использованием метафоры "запретный плод", когда "хочется, а нельзя". В этой связи мы согласны с Ф.Е. Василюком, который считает, что ценность не является ни предметом потребности, ни мотивом, поскольку последние всегда "корыстны" и борются только за "свой" интерес, в отличие от ценности, которая может быть "нашей" и даже в интрапсихическом пространстве выполняет интегрирующие, объединяющие функции. Д.А. Леонтьев также указывает на то, что ценности "не эгоистичны". Он справедливо отмечает при этом, что, в отличие от потребностей, ценности не ограничены данным моментом и не влекут к чему-либо изнутри, а "притягивают извне" [21].

При наличии ситуации, в которой возможно удовлетворение определенной потребности, включается особое регулятивное образование, которое Д.Н. Узнадзе называет установкой. Функция установки состоит в том, что она "указывает" потребности предмет, способный удовлетворить ее в данной ситуации [35]. Установки с ценностными ориентациями личности объединяет общее для них состояние готовности. Как пишет О.М. Краснорядцева, "готовность поступить тем или иным образом уже содержит в себе оценку, а оценивание предполагает установку как готовность определенным образом реализовать ценности" [Цит. по: 17]. В то же время число ценностей, которыми может располагать индивид, значительно меньше, чем число установок, связанных с конкретными ситуациями. Большинство отечественных авторов придерживаются точки зрения, что именно ценности определяют основные качественные характеристики установки, имея большую субъективную значимость, а не наоборот [4]. Ценностные ориентации как регулятивный механизм охватывают более широкий круг проявлений активности человека, чем установки, которые в грузинской психологической школе связываются в основном с биологическими потребностями.

Для характеристики социальной регуляции поведения человека часто используется понятие "социальная установка", или "аттитюд", который У. Томас и Ф. Знанецкий определяли как "состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности", "психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта" [39]. В отличие от установки, имеющей скорее неосознанный характер, аттитюд понимается как осознанное явление, которое человек может выразить в языке. Аттитюды, помогая человеку осмыслить явления социальной действительности, выполняют функцию выражения того, что для него является важным, значимым, ценным. Таким образом, аттитюды представляют собой средство вербализованного выражения ценностей как более общих, абстрактных принципов применительно к конкретному объекту.

Страницы: 1 2 3 4 5