Психология » Психопрофилактика девиантного поведения среди подростков » Подходы к психопрофилактике девиантного поведения
Подходы к психопрофилактике девиантного поведения
Страница 2

тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей [14, 17].

тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты. Также это способность принимать на себя ответственность, отстаивать свою позицию, интересы. Важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

Данная модель является одной из наиболее перспективных в работе с подростками.

Четвертая форма - организация деятельности альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлением о заместительном эффекте девиантного поведения, она реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения.

Пятая форма - организация здорового образа жизни. Данная форма исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным.

Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активное занятие подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма - минимализация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий [7, 9, 20].

В различных формах психопрофилактической работы могут использоваться схожие приемы и методы. По способу организации работы выделяют следующие приемы психопрофилактики:

индивидуальная;

семейная;

групповая.

В соответствии со спецификой девиантного поведения можно выделить следующие принципы психопрофилактики:

комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи или личности);

адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);

позитивность информации;

минимализация негативных последствий;

личностная заинтересованность и ответственность участников;

максимальная активность личности;

устремленность в будущее [11].

Современный этап развития антинаркотических профилактических программ во всем мире характеризуется разнообразием теоретических подходов и наличием широкого спектра методов и приемов предупреждения приобщения к психоактивным веществам и формирования наркозависимости. Специалистами ВОЗ выделяют следующие современные модели первичной профилактики:

1. модель моральных принципов;

2. модель запугивания;

3. модель фактических знаний;

4. модель аффиктивного обучения;

5. модель улучшения здоровья.

В целом можно констатировать, что большая часть отечественных программ профилактики злоупотребления ПАВ является переработкой зарубежных программ.

Программы, разработанные в рамках моделей, различаются по стратегии ведения профилактической работы и показывают разную эффективность при работе с различными категориями населения [11, 21].

Страницы: 1 2 


Психологические особенности детей начального этапа общения в психолого-педагогической литературе
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (I – IV классы школы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. А зависят от готовности ре ...

Приветствие
Пища - очень значимый элемент китайской культуры. Поэтому нет ничего удивительного в том, что китайцы привыкли приветствовать друг друга, спрашивая, поели ли вы или нет. Дословно перевод этого вопроса звучит так: "Вы уже поели риса?& ...