Психология » Диагностика и коррекция уровня развития познавательных процессов младших школьников » Методы психодиагностики младших школьников, их классификация
Методы психодиагностики младших школьников, их классификация
Страница 1

В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные науке психологические процессы, свойства и состояния человека.

Если метод – это стратегия научного исследования (общие положения), то методика (частные положения) – это тактика.

Психодиагностика включает использование:

– стандартизированных тестовых методик;

– клинических экспертных методик (основанных на качественных экспертных оценках).

Стандартизированные методы эффективнее, когда нужно получить хотя бы приближенные данные о целой группе людей в короткие сроки и при этом принять строго альтернативное решение, требующее количественного обоснования своей надежности. Они лучше защищены от возможности ошибок. Клинические методики более эффективны, они позволяют глубже и точнее проникнуть в особенности личности конкретного человека, но требуют много времени на индивидуальную работу с данным человеком. Клинические методики наиболее эффективны, если по их результатам сам психолог – диагност проводит коррекцию, психотерапию или тренинг в обследуемым человеком.

В современной психодиагностики используются и субъективные и объективные методы, но предпочтения отдается объективным, так как их результаты легче поддаются интерпретации, а диагностические выводы на основании их более точны.

Рисунок № 1 – Методы психодиагностики

Экспериментальные методы требуют высокой квалификации психолога. Из всех существующих методик на сегодняшний день наиболее распространенным являются тесты – достаточно краткие стандартизированные пробы, испытания, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-психологических особенностей человека по определенным параметрам [46, с. 52].

Цель тестирования определяет А. Анастази: «Любые тесты в том числе и интеллектуальные, следует использовать не для навешивания ярлыков, а для понимания самого индивида. Важной целью современного тестирования является содействие самопознанию и развитию личности» [18, с. 15].

Особое значение имеет выбор критерия оценки получаемых результатов.

Важнейшими показателями качества психодиагностических методик являются надежность и валидность. Надежность психодиагностических методик свидетельствуют о повторяемости, стабильности результатов, об их постоянстве и устойчивости. Она показывает, насколько точно производятся психологические измерения насколько можно доверять полученным результатам.

Надежность – это помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия возможных случайных факторов:

– внешних материальных условий (времени суток, освещенности, температуры, посторонних звуков и т.д.);

– внутренних факторов (времени врабатываемости, скорости утомления и т.п.);

– информационно-социальных обстоятельств (динамики, установление контакта с психологом, наличие других людей в помещении и отношения к ним и т.п.).

Эти факторы так многообразны, что приводят к ошибке измерения. Существует стандартная ошибка измерения, для каждого теста своя но не превышающая нормы.

Валидность, по А. Анастази, – понятия, указывающие нам, что тест измеряет и настолько хорошо он это делает. Валидность свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определенных качеств, особенностей и насколько эффективно она это делает.

Таким образом, качество любой психодиагностической методике зависит от степени ее стандартизированности, надежности и валидности. При разработки любой диагностической методике ее авторы должны проводить соответствующую проверку и сообщить в руководстве к ее применению полученные результаты.

Среди наиболее известных тестов интеллекта, использующих отечественными психологами, можно назвать тесты Д.Векслера, Р. Амтхауера, Дж. Равена, Стэнфорд-Бике. Эти тесты имеют хорошую надежность и валидность.

Как к методам точной психодиагностики к тестам предъявляются особые требования:

Страницы: 1 2


Понятие сознания у Джорджа Беркли
Джордж Беркли (1685-1753), так же как и Локк, ориентировался в своих трудах на Ньютоновы представления, но стремился доказать производность физического пространства от сознания. Сознание есть то, что человек воспринимает. При объяснении ф ...

Отечественные научные исследования в области спец. пед
История российской дефектологической науки и практики тесно связана с именем Екатерины Константиновны Грачевой (1866-1934), которая стояла у истоков создания новых в России учреждений для умственно отсталых детей, ей принадлежит издание п ...