Приёмы психологического влияния
Страница 3

В табл.1.4 отражена попытка определить степень конструктивности разных видов влияния и видов противостояния влиянию.

Процесс взаимного влияния — это столкновение двух или нескольких воль, сознательно или бессознательно борющихся за уподобление себе, своим планам, замыслам, желаниям, чувствам и действиям других людей, их планов, замыслов, желаний, чувств и действий.

При этом симметрия уподобления здесь отнюдь необязательна, например, достаточно уподобить чувства или действия другого человека нашим замыслам, но при этом вовсе необязательно, чтобы его замыслы совпадали с нашими. Различные виды принуждения и манипуляции дают множество примеров подобного рода. Особенность психологически конструктивного влияния — в том, что уподобление партнеров друг другу происходит с их взаимного согласия. [19]

Таблица 1.4

Классификация приёмов влияния и противостояния влиянию по признаку психологической конструктивности – неконструктивности

Приёмы влияния

Характеристика конструктивности - неконструктивности

Конструктивные виды контрвлияния

Неконструктивные виды контрвлияния

1. Убеждение

Конструктивный вид влияния, при условии, что мы ясно и открыто сформулировали партнеру цель нашего воздействия

Контраргументация

Игнорирование Принуждение

Деструктивная критика

Манипуляция

2.Само-продвижение

Конструктивный вид влияния, при условии, что мы не используем обманных “трюков” и раскрываем свои истинные цели и запросы

Конструктивная критика

Отказ

Деструктивная критика

Игнорирование

3. Внушение

Спорный вид влияния; внушение – это всегда проникновение через “черный вход”

Конструктивная критика

Энергетическая мобилизация

Уклонение

Деструктивная критика

Манипуляция Принуждение

Игнорирование

4. Заражение

Спорный вид влияния; никто не может определить, насколько полезно адресату заражаться именно данным чувством или состоянием и именно сейчас

Конструктивная критика

Энергетическая мобилизация

Уклонение

Деструктивная критика

Манипуляция Принуждение

Игнорирование

5. Пробуждение импульса к подражанию

Спорный вид влияния; считается приемлемым в воспитании детей и при передаче мастерства от профессионала высокого класса молодому профессионалу

Творчество Конструктивная критика Уклонение

Деструктивная критика Игнорирование

6. Формирование благосклонности

Спорный вид влияния; лесть, подражание как высшая форма лести и услуга адресату влияния могут быть манипуляцией

Конструктивная критика Уклонение Энергетическая мобилизация

Деструктивная критика Игнорирование

7. Просьба

Спорный вид влияния; в российской культуре считается разрушительным для того, кто просит; в американской культуре считается оправданным

Отказ Уклонение

Деструктивная критика

Игнорирование

8. Принуждение

Спорный вид влияния; считается конструктивным в некоторых педагогических, политических системах и в аварийных ситуациях

Конфронтация

Деструктивная критика Манипуляция Ответное принуждение Игнорирование

9. Деструктивная критика

Неконструктивный вид влияния

Психологическая самооборона

Уклонение

Ответная деструктивная критика

Манипуляция

Принуждение

Игнорирование

10. Манипуляция

Неконструктивный вид влияния

Конструктивная критика Конфронтация

Встречная манипуляция Деструктивная критика

Страницы: 1 2 3 4


Развитие внимания в начальной школе. Диагностика, коррекция и возможности саморазвития. Методики для диагностики
Для начала мы проанализировали несколько известных тестов, подходящих для фронтального исследования внимания. 1. Методика Пьерона–Рузера. Кодирование геометрических фигур в течение 3 минут. Ребенку предлагается закодировать четыре фигуры ...

Гендерные аспекты профессиональной самореализации личности. Дифференциальная психофизиология профессионала: гендерный аспект
Лица мужского и женского пола предъявляют к профессиональной деятельности в значительной степени разные требования, видят в ней источник удовлетворения разных потребностей. По данным Л.А.Головей, от 9-го к 11-му классу у юношей существенн ...