|
Таблица 1.1.
Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания (по М.И. Лисиной) [17] |
Дети с адекватной самооценкой |
Дети с завышенной самооценкой |
Дети с заниженной самооценкой | |
Родители уделяют ребенку достаточно много времени |
Родители уделяют ребенку очень много времени |
Родители уделяют ребенку очень мало времени | |
Оценивают положительно, но не выше, чем большинство сверстников |
Оценивают высоко, более развитым, чем большинство сверстников |
Оценивают ниже, чем большинство сверстников | |
Часто поощряют (не подарками) |
Очень часто поощряют (в том числе подарками) |
Не поощряют | |
Наказывают в виде отказа от общения |
Редко наказывают |
Часто наказывают, упрекают | |
Адекватно оценивают физические и умственные данные |
Очень высоко оценивают умственные данные. Хвалят при других. |
Низко оценивают | |
Прогнозируют хорошие спехи в школе |
Ожидают отличных успехов в школе |
Не ожидают успеха в школе и в жизни |
Постепенно изменяет предмет самооценки. Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний самого себя [12, с. 56]. Во всех возрастных группах дети обнаруживают способность объективнее оценивать других, нежели самих себя. Однако здесь наблюдаются определенные возрастные изменения.
В старших группах можно заметить детей, которые оценивают себя с положительной стороны косвенным путем. Например, на вопрос “Какая ты: хорошая или плохая?” они обычно отвечают так: Я не знаю… Я тоже слушаюсь”. Ребенок же младшего возраста на этот вопрос ответит: “Я самый хороший” [8, с. 297].
В разных видах деятельности самооценка разная:
- в рисовании ребенок способен оценить себя правильно;
- в грамоте он себя переоценивает;
- в пении ребенок себя недооценивает [5, c. 218].
Изменения в развитии самооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием мотивационной сферы ребенка. В процессе развития личности ребенка меняется иерархия мотивов. Ребенок переживает борьбу мотивов, принимает решение, затем отказывается от него во имя более высокого мотива. То, какие именно мотивы оказываются ведущими в системе, отчетливо характеризуют личность ребенка. Дети в раннем возрасте совершают поступки по непосредственному указанию взрослых. Совершая объективно положительные поступки, дети не дают себе отчета в их объективной пользе, не осознают своего долга по отношению к другим людям. Чувство долга зарождается под влиянием той оценки, которые дают взрослые поступку, совершенному ребенком.
На основе этой оценки у детей начинает развиваться дифференцировка того, что хорошо и что плохо. В первую очередь они учатся оценивать поступки других детей. Позднее дети в состоянии оценить не только поступки сверстников, но и свои собственные поступки [6, с.65]
Появляется умение сравнивать себя с другими детьми. От самооценки внешнего вида и поведения ребенок к концу дошкольного периода все чаще переходит к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими, внутреннего состояния и оказывается способным в особой форме осознать свое социальное “Я”, свое место среди людей. Достигая старшего дошкольного возраста ребенок уже усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищать результат и оценку со стороны взрослого. Дети шестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих.
Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам [19, с.79]. Для шестилеток характерна в основном еще не дифференцированная завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками.
Количественные методы оценки : Экспертные оценки.
Количественные оценки, например деловых и организаторских качеств работника, производятся, как правило, с помощью экспертных оценок. При этом для характеристики кандидата на должность сначала устанавливают (с учетом специфики производс ...
Типы реакции на болезнь
Можно выделить три главных типа реакции больного на свое заболевание: стеническая, астеническая и рациональная.
При активной жизненной позиции больного к лечению и обследованию говорят о стенической реакции на болезнь. Есть, однако, и не ...
|