Психология риска » Исследование зависимости сплоченности коллектива от степени риска. Особенности деятельности субъектов в ситуации риска
Исследование зависимости сплоченности коллектива от степени риска. Особенности деятельности субъектов в ситуации риска
Страница 1

При рассмотрении данной проблемы выделяется несколько аспектов, суть которых можно зафиксировать в форме вопросов:

- каковы особенности риска в зависимости от конкретного субъекта, осуществляющего рискованную деятельность?

- в чем и как проявляется своеобразие риска в зависимости от сферы, в которой реализуются действия субъекта?

- как социальные, психологические и социально-психологические факторы влияют на выбор конкретным субъектом рискованных альтернатив?

Для того, чтобы ответить на первый вопрос, необходимо раскрыть содержание понятия «субъект».

Субъект – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект1.

Из такого понимания данной категории можно выделить следующие основные разновидности субъектов социального действия:

- индивид – в той мере, в какой он является носителем определенных социальных, психологических и социально-психологических качеств и свойств;

- группа – представляет собой относительно немногочисленную общность людей, находящихся в личном общении и взаимодействии;

- коллектив – социальная общность, объединяющая людей, осуществляющих совместную деятельность, занятых решением конкретной общественной задачи;

- социальная группа – относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности;

- общество – самая большая общность людей, объединенная по определенным признакам;

- человеческая цивилизация (человечество) как реальная целостность;

Специфика отношения социальных субъектов к деятельности с элементами риска определяется рядом обстоятельств. Например, предпосылки для неодинакового поведения членов руководящего коллектива и исполнителей создаются тем, что именно первые принимают решения, которые исполняют последние. На отношение к принятию решений с определенной степенью риска оказывают влияние различия в социальном статусе – у руководящего коллектива он, как правило, выше, чем у исполнителей.

Кроме этого, различия в отношении к риску зависят и от того, какой субъект – индивид или группа – принимает решение, связанное с риском. Процессу группового принятия решений по сравнению с индивидуальным присущи некоторые особенности: коллективные решения, как правило, менее субъективны и связаны с большей вероятностью осуществления.

А.П. Альгин отмечает, что «в ходе экспериментального изучения процессов группового принятия решений были обнаружены явления сдвига риска и групповой поляризации, свидетельствующие о том, что групповые решения несводимы к сумме индивидуальных, а выступают специфическим продуктом группового взаимодействия. Феномен сдвига риска означает, что после проведения групповой дискуссии возрастает уровень рискованности групповых или индивидуальных решений по сравнению с первоначальными решениями членов группы»1.

Эта закономерность означает, что человек, действующий в группе, готов принять решения с большим уровнем риска, чем индивид, действующий в одиночку. Именно групповое давление играет значительную роль в изменении уровня рискованности принимаемых решений.

Открытие явления сдвига риска поставило перед исследователями вопрос о том, почему решения, принимаемые в группе, связаны с большим риском, чем индивидуальные. Было сформулировано несколько гипотез, объясняющих данное явление.

Сюда, прежде всего, относятся гипотезы диффузии (разделения) ответственности, ознакомления, лидерства, изменения полезности и риска как ценности.

Гипотеза диффузии ответственности исходит из того, что «групповая дискуссия порождает эмоциональные контакты между членами группы и приводит к тому, что индивид будет испытывать меньшую ответственность за рискованные решения, поскольку они вырабатываются всей группой»2. Групповая дискуссия ослабляет тревожность членов группы в ситуациях риска. Если предполагаемые рискованные решения приведут к неудаче, индивид будет нести ответственность не один – она распространится на всех членов группы.

Страницы: 1 2 3


Характеристика развития психических процессов у дошк-в с нар-ми интеллекта
Термином "умственная отсталость" в отечественной коррекционной педагогике обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) ...

Основные концепции исследования креативности. Общая характеристика исследований
Креативность с научной точки зрения рассматривается как сложное, многоплановое, неоднородное явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлениях ее изучения. За период от первых попыток изучения творчески ...