Психология » Педогогика и психология » Самосознание личности
Самосознание личности

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуще­ствляется становление, формирование личности: деятельность, об­щение, самосознание. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становле­ние в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (пред­ставление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается по­степенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по B.C. Мерлину):

• сознание отличия себя от остального мира;

• Я сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

• сознание своих психических свойств, эмоциональные самооцен­ки;

• социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое фор­мируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Критерии самосознания: 1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); 2) осознание своей активности - «Я управляю собой»; 3) осоз­нание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»); 4) моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить: 1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»); 2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Ре­альное Я» и «Идеальное Я»); 3) познавательные, когнитивные пред­ставления о себе («Я как наблюдаемый объект»); 4) эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание вклю­чает в себя:

• самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

• самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

В целом можно выделить три пласта сознания человека: 1) отноше­ние к себе; 2) отношение к другим людям; 3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным: 1) эгоцентрический уровень отношений (отно­шение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то — хорошие люди»); 2) группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей груп­пе, он — хороший»); 3) просоциальный уровень («Другой человек — это самоценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть». «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой»); 4) эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый че­ловек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность — главное в отношении к дру­гому человеку»).


Приложения
Приложение 1 Опросник Д.Х. Олсона для детей подросткового возраста Ф.И.О. _ Возраст Дата исследования Инструкция: Вариант А. Опиши, пожалуйста, свою семью (ты, твои родители). Прочитай написанные в таблице высказывания и оцени их с ...

Характеристика и направления развития неофрейдизма
В конце 30-х гг, возник неофрейдизм, соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями, и предвестником этого явления стала индивидуальная психология А. Адлера. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толков ...