Психология » Психологическое профессиональное консультирование » Методики, применяемые при психологическом консультировании
Методики, применяемые при психологическом консультировании
Страница 1

Наиболее известными методиками, которые относятся к способам психологического консультирования, являются:

1. патогенетическая психотерапия

2. рациональная психотерапия

3. логотерапия

4. психология самореализации

5. позитивная психотерапия

6. когнитивная терапия

7. рационально-эмотивная психотерапия

8. психотерапия «здравым смыслом».

Несмотря на то, что в названии методик присутствует термин психотерапия, фактически данные методики следует признать консультативными. Это связано, во-первых, с тем, что психологическая помощь оказывается посредством влияния на мировоззрение; во-вторых, потому, что основным методом является метод информирования клиента и, в-третьих, из-за «терапевтической мишени», которой в данном случае является мировоззрение и миропонимание человека и вторично психологические проблемы и невротические симптомы. К отечественным методикам, которые также следует причислить к консультативным, в первую очередь, относится так называемая патогенетическая психотерапия, основанная на теории отношений личности В.Н.Мясищева.

Основной задачей патогенетической психотерапии является информирование пациента или клиента с целью:

• осознания мотивов своего поведения, особенностей своих отношений, эмоциональных и поведенческих реакций;

• осознания неконструктивного характера ряда своих отношений, эмоциональных и поведенческих стереотипов;

• осознания связи между различными психогенными факторами и невротическими (психосоматическими) расстройствами;

• осознания меры своего участия и ответственности в возникновении конфликтных и психотравмирующих ситуаций;

• осознания более глубоких причин своих переживаний и способов реагирования, коренящихся в детстве, а также условий формирования своей системы отношений;

• научения понимания и вербализации своих чувств;

• обучения саморегуляции.

Патогенетическая психотерапия осуществляется в четыре этапа. На первом происходит преодоление неправильных представлений пациента о его болезни; на втором — осознание психологических причин и

механизмов болезни; на третьем — решение конфликта и на четвертом — реконструкция системы отношений личности.

В рамках психологии самореализации упор делается на выработку психологической стратегии максимально использовать в жизни собственный личностный потенциал, который включает:

1. Внутреннюю природу человека, его индивидуальную самость в виде основных потребностей, способностей, индивидуально-психологических особенностей.

2. Потенциальные возможности, а не реальные окончательные состояния, реализация которых детерминирована экстрапсихическими факторами (цивилизацией, семьей, окружением, образованием и т.п.).

3. Аутентичность — способность познать истинные собственные потребности и возможности.

4. Способность принимать себя.

5. Потребность в любви.

A. Маслоу признавал, что у индивида существуют ценности бытия (Б-ценности) и ценности, формирующиеся по принципу ликвидации дефицита (Д-ценности).

К ценностям бытия относятся такие, как:

1) целостность — единство, интеграция, стремление к однородности, взаимосвязанность;

2) совершенство — необходимость, естественность, уместность;

3) завершенность — конечность;

4) справедливость — законность, долженствование;

5) жизненность — спонтанность, саморегуляция;

6) полнота — дифференцированность, сложность;

7) простота — искренность, сущностность;

8) красота — правильность;

9) праведность — правота, желанность;

10) уникальность — неповторимость, индивидуальность, несравненность;

11) непринужденность — легкость, отсутствие напряженности, изящество;

12) игра — веселье, радость, удовольствие;

13) истинность — честность, реальность;

14) самодостаточность — автономность, независимость, умение быть самим собой без участия других людей.

Позитивная психотерапия исходит из принципа обладания человеком способностей к саморазвитию и гармоничности. Основными целями позитивной психотерапии являются:

• изменение представлений человека о себе, своих актуальных и базисных способностях;

• познание традиционных для него, его семьи и субкультуры механизмом переработки конфликтов;

• расширение целей его жизни, выявление резервов и новых возможностей для преодоления конфликтных ситуаций и болезней[2].

Для этих целей используется транскультуральный подход к оценке тех или иных психологических феноменов и болезненных симптомов. Суть его заключается в предоставлении клиенту или пациенту информации об отношении к имеющимся у него психологическим проявлениям, симптомам, проблемам или болезням в иных культурах. Например, при патологической эмоциональной реакции индивида на выявляемую у него алопецию (облысение) ему приводят пример отношения к облысению в некоторые африканских племенах, где эталоном красоты считается не густая шевелюра, а лысая голова. Такие культуральные сравнения направлены на выработку у клиента понимания относительности жизненных ценностей. Еще одним способом в позитивной психотерапии является позитивная интерпретация любых проблем и симптомов (например, импотенция трактуется как способность избегать конфликтов в сексуальной сфере, фригидность — как способность телом сказать «нет», анорексия — как способность обходиться минимумом пищи и т.д.).

Страницы: 1 2 3


Методические основы изучения детско-родительских отношений в семьях, имеющих подростков с умственной отсталостью. Характеристика психодиагностической программы по изучению детско-родительских отноше
Семья – это психологическая среда, в которой воспитывается и обучается ребёнок. Детско-родительские отношения представляют собой достаточно сложную в плане диагностики и коррекции систему, во многом определяющую развитие и становление лич ...

Принципы организации коррекционной службы. Типы учреждений для детей с отклонениями в развитии
“Весьма важно для успеха дела, чтобы отсталые дети находились в приспособленном для них заведении, где к их услугам и специальные методы и специальный режим” (В.П. Кащенко, 1910) 1. Общие положения Специальное образовательное учреждение ...