Психология » Педогогика и психология » Внимание. Виды и свойства внимания.
Внимание. Виды и свойства внимания.
Страница 1

Важнейшей особенностью протекания психических процессов яв­ляется их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание.

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мыш­ление и т. п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Вни­мание характеризует динамику протекания психических процессов.

Внимание — это направленность психики (сознания) на оп­ределенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллекту­альной или двигательной активности.

Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделя­ют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т. е. соответствующих по­требностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (со­хранение в сознании образов определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших фун­кций внимания является регуляция и контроль протекания деятель­ности.

Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связа­но с восприятием раздражителей разной модальности (вида). В связи с этим выделяют зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объекта­ми интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. Наиболее изучено сенсорное внимание. Фак­тически все данные, характеризующие внимание, получены при иссле­довании этого вида внимания.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей.

Известно, что любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание.

Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание.

Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональ­ный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вы­зывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее зна­чение для возникновения непроизвольного внимания имеют интел­лектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время при­ковывает его внимание.

Интерес как непосредственная заинтересованность чем-то проис­ходящим и как избирательное отношение к миру обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного не­произвольного внимания к предметам.

Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова ак­тивное или волевое. Все три термина подчеркивают активную пози­цию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произволь­ное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать.

Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредото­чиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое под держивает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.

Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед со­бой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточен­ности.

Произвольное внимание требует волевого усилия, которое пережи­вается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы сосредоточиться на объек­те деятельности, не отвлечься, не ошибиться в действиях.

Итак, причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является постановка цели деятельности, сама практическая деятельность, за выполнение которой человек несет ответственность.

Есть целый ряд условий, облегчающих произвольное сосре­доточение внимания.

Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчает­ся, если в познание включено практическое действие. Например, лег­че удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение со­провождается конспектированием.

Страницы: 1 2


Развитие дошкольников с нарушениями зрения в разных видах деятельности
К детям с нарушением зрения относятся слепые дети с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением при котором его острота равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу. Слабовидящие дети со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше вид ...

Психокоррекционная помощь детям с тяжелыми нарушениями ОДА
В широком смысле психологическая коррекция - это комплекс медико-психолого-педагогических воздействий, направленных на устранение имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологич ...