Заключительная беседа

Заключительная беседа служит для завершения обычных регулярных психотерапевтических занятий. Так как человеческие, а также и психотерапевтические взаимоотношения невозможно произвольно начать и произвольно закончить, не нужно ставить перед собой цель преднамеренно прекратить сложившиеся глубокие отношения между семьей, ребенком и психотерапевтом. Здесь я не занимаю такую позицию, которая принята в классическом психоанализе. Однако я считаю, что дети и подростки в силу их соответствующей возрасту генетической задачи сепарации сами лучше могут справиться с внутренним отделением от психотерапевта. Мне кажется, что детям и подросткам лучше расставаться с психотерапевтом со знанием того, что они в любой момент - независимо от того, есть ли у них какие-то проблемы или нет - могут опять встретиться с ним. Как показывает мой опыт, не многие дети и подростки действительно пользуются этим. А некоторые приходят лишь через несколько лет, чтобы с гордостью рассказать о своих успехах или о других приятных событиях. Но даже те, кто больше не приходит, приобретают благодаря обещанной им возможности вновь встретиться с психотерапевтом определенную уверенность и ощущение надежности. Особенно это успокаивает родителей, когда они знают, что, если будет нужно, они в любой момент смогут опять обратиться к психотерапевту. Для такой необходимости есть и свои объективные основания: дети в своем психическом развитии не столь стабильны, как взрослые, и под влиянием многих обстоятельств у детей гораздо легче, чем у взрослых, может произойти рецидив.

Следует также сказать, что консультация родителей подростков имеет свои специфические особенности. Общая установка должна заключаться в том, чтобы проводить психотерапию подростков настолько самостоятельно и независимо от родителей, насколько это только возможно. Тем не менее, в некоторых случаях может быть очень важным подключение к работе семьи. Однако и здесь цель психотерапии - сделать возможным (вновь возможным) открытое обсуждение подростком своих проблем со своей семьей.


Занятие 2
Цель занятия: создание доверительных отношений. 1. Приветствие. 2. «Темп». Группа усаживается на полу тесным кругом. Они вытягивают ноги вперед, чтобы их ступни образовывали маленький круг в центре. Ведущий садится в середину этого мал ...

ПМПК (Психолого-медико - педагогический консилиум) и его роль в системе помощи детям с отклонениями в развитии
В 90-е годы по инициативе педагогов и психологов городские и окружные управления образованием стали открывать в массовых школах психолого-медико-педагогические консилиумы. В их функции входило обеспечение детям оптимальных условий обучени ...