Введение

Актуальность темы.

Актуальность исследования. В современном обществе происходят кризисные процессы, которые отрицательно влияют на психологию людей, порождая озлобленность, жестокость и насилие. Постоянно растущие во всем мире насилие и деструктивность привлекает внимание специалистов к исследованию сущности и причин агрессии. Изучение агрессивности затрагивает проблемы поведения любого человека, а также психические отклонения, приводящие к печальным последствиям и деградации не только конкретного индивидуума, но и всего общества в целом. Агрессивность в наше время стала реальной проблемой общества.

Современные тенденции исследования проблемы половой дифференциации, связаны с развитием социально - конструктивистского подхода. В новых социально – экономических условиях развития мирового сообщества происходят нарушения традиционно сложившихся социально - культурных взаимоотношений между мужчинами и женщинам. Результатом этого является возникновение проблемы феминизации и маскулинизации. Особенно ярко выражается это у представителей женского пола, часть которых, считают себя ущемленными, при распределении социальных ролей, и особенно в системе управления государством. Все это вызывает интерес к проблеме гендерной политики на современном этапе. Гендерные различия в современном социуме, изучаются не как продукт и результат деятельности отдельного индивидуума по половому различию, а как процесс идентификация личности.

Проблема агрессивности детей и подростков является крайне актуальной для современного общества. Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в детской среде, вызывают озабоченность педагогов и родителей. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей и подростков видео и компьютерными играми агрессивного содержания.

В этих условиях становится актуальным анализ проблемы агрессивного поведения подростков в гендерном контексте. Если агрессия как общий психический и социальный феномен часто выступает предметом исследований как в нашей стране, так и за рубежом (К. Лоренц, К. Хорни, О.Ф. Кернберг, Л. Семенюк, А. Басе, Л. Берковиц, Т.Г. Румянцева и т.д.), то агрессивное поведение у детей подросткового возраста изучено недостаточно, в частности, в изученной нами литературе не полно освещены гендерные различия в проявлении агрессии.

Цель: исследование взаимосвязи гендерных факторов и проявлений враждебности у подростков.

Объект: исследование индивидуально-типических свойств личности подростков.

Предмет: исследование взаимосвязи гендерных факторов и проявлений враждебности у подростков.

Гипотеза исследования: гендерный фактор определяет проявления враждебности у мальчиков в большей степени, чем у девочек.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. На основе теоретического анализа литературных источников:

· Раскрыть понятие гендерные различия;

· Дать понятие агрессии и ее форм;

· Показать пути исследования гендера и агрессии.

3. Разработать концептуальные основы исследования.

4. Дать обобщающую интерпретацию результатов.

5. Привести методические рекомендации.

Теоретико - методологическая основа исследования:

Понятие гендера, гендерные различия, а также взаимосвязь гендера и культуры рассматривались следующими авторами (Абибукова Н. И., Берн Ш., Гурко Т. А.) и другие. Агрессию, как общий психологический и социальный феномен изучали (З. Фрейд, Макдауголл, Доллард, Берковитц, Бандура, Тейлор, Дюркгейм, К. Луренц, Э. Фромм и другие.

Методы исследования: В качестве диагностического материала были использованы следующие методики: опросник выраженности психопатологической симптоматики SCL-18

(краткая форма SCL-90R), опросник Т. Ахенбаха. В работе были использованы методы обработки и анализа полученных данных - компьютерный многомерный статистический анализ (корреляционный, факторный).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что рассмотрены гендерные различия в процессе социализации; дано понятие агрессии и ее форм, изучены исследования как гендерных различий, так и агрессии; разработаны методические рекомендации по снижению враждебности у подростков.

Практическая значимость: результаты исследования могут использоваться практическими психологами, работающими в школьных учреждениях, социально-психологических центрах, а также другими специалистами, занимающимися психолого-педагогическим сопровождением детей школьного возраста.


Общие формы организации учебной деятельности
Форма педагогическая - устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов. Форма рассматривается как способ выражения содержания, а следовательно, как его носитель. Благодаря форме содержание обре ...

Предисловие
«Сотрудничество врача и педагога, совместная организация медико-педагогический, санитарно-педагогических, коррективно-педагогических мероприятий на основе принципов коррективной (лечебной) педагогики – вот единственно возможный путь борьб ...