Психология » Особенность влияния гендерного фактора на проявления враждебности » Эмпирическое исследование проблемы взаимовлияния гендерного фактора на проявления враждебности у подростков. Концептуальные основы исследования
Эмпирическое исследование проблемы взаимовлияния гендерного фактора на проявления враждебности у подростков. Концептуальные основы исследования
Страница 1

В настоящее время в обществе наблюдаются две тенденции – маскулинизация женщин и феминизация мужчин. Все это приводит к тому, что приобретая некоторые свойства, присущие от природы противоположному полу, теряются или плохо используются свои, данные природой возможности. Под влиянием данных процессов происходит изменение проявлений психических состояний и поведения. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется агрессии.

Данное исследование направлено на выявление гендерных различий в проявлениях враждебности у подростков (9 класс средней школы №7)

Представленное исследование направлено на подтверждение рабочей гипотезы о том, что гендерный фактор определяет проявления враждебности у мальчиков в большей степени, чем у девочек.

Основные этапы эмпирического исследования представлены на рисунке (см. рис. 1).

Кратко охарактеризуем данные этапы:

1) Подготовка к проведению исследования (подготовка стимульного материала, уточнение инструкции).

2) Инструктирование и мотивирование испытуемых (ознакомление испытуемых с целью проведения исследования, с возможностями, которые представляет испытуемым участие в эксперименте, объяснение порядка и способов выполнения заданий).

3) Проведение исследования (проведение исследования и занесение ответов в протокол).

В качестве объекта исследования выступили учащиеся 9 «А» класса средней школы № 7. Возраст испытуемых – 14- 15 лет. Численность испытуемых – 60 человек. Половой состав: 30 юношей и 30 девушек.

Формирование выборки испытуемых осуществлялось согласно научно – методическим критериям:

1. Содержательный критерий (критерий операциональной валидности). Операциональная валидность определяется соответствием экспериментального метода проверяемой гипотезе. Подбор экспериментальной группы должен определяться предметом и гипотезой исследования.

2. Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности). Результаты, полученные при исследовании экспериментальной выборки, должны распространяться на каждого ее члена.

3. Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности). Группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представлять всю часть популяции, по отношении к которой можно применять данные, полученные в эксперименте.

4. Адекватность. Адекватной считается выборка достаточного объема для того, чтобы в количественных характеристиках был достигнут предполагаемый уровень достоверности.

Організаційна діаграма

Рис. 1. этапы проведения экспериментального исследования

Отбор психодиагностических методик осуществлялся на основе научно – методических требований:

1. Надежность теста – согласованность результатов теста, получаемых при повторном его применении к тем же обследуемым в различные моменты времени, с использованием разных наборов эквивалентных заданий или при изменении других условий обследования .

2. Валидность – отражение в результатах теста именно того свойства, для диагностики которого он предназначен. В современной психометрии выделяются три основных вида валидности: содержательная (логическая), эмпирическая, конструктная. Содержательная валидность – соответствие целей и процедуры исследования обыденным представлениям испытуемого о природе изучаемого явления. Эмпирическая – определение способности теста служить индикатором или предсказателем строго определенной психической особенности или формы поведения человека [38]. Конструктная – характеризует точность реализации теоретической гипотезы в процедуре эксперимента .

3. Достоверность – защищенность теста от влияния на результаты стремления испытуемого изменить их в желательную сторону.

4. Репрезентативность – наличие норм результатов массового обследования в популяции, на которую рассчитан тест, позволяющих оценить степень отклонения от средних значений любого индивидуального показателя.

На основе выше изложенных требований были выбраны следующие методики.

Название методики

Цель использования методики

1. Опросник выраженности психопатологической симптоматики SCL-18

(краткая форма SCL-90R)

Выявление симптомов психопатологии

2. Детский опросник Т. Ахенбаха

Направлен на выявление «группы риска» по дивиантному развитию у детей 4-18 лет

Страницы: 1 2


Общие особенности коррекционной педагогики и специальной психологии. Исторический анализ. Краткая история развития
«Хрупкое и чуткое существо входит в этот мир, делает свои робкие, неуверенные шаги, складывает из забавных сочетаний звуков первые слова… Сколько неожиданностей и неприятных событий ожидает его уже в начале пути, действие которых подчас с ...

Социально-психологический тренинг
1. Понятие, сущность и история появления социально-психологического тренинга как формы групповой работы. 2. Методические рекомендации по ведению групп социально- психологического тренинга. I. В настоящее время в социально-педагогической ...