Психология » Методы исследования в возрастной психологии » Особенности применения методов исследования в возрастной психологии
Особенности применения методов исследования в возрастной психологии

Наблюдение – один из главных методов в возрастной психологии, так как обычно используется в психолого-педагогическом исследовании (в учебно-воспитательной работе с детьми) имеет множество вариантов (до 6). Обычно в совокупности они позволяют получить достаточно разнообразную и очень достоверную информацию.

Наблюдение педагогу-психологу необходимо вести целенаправленно, по определенному плану и программе, разработанными заранее. Прежде чем начать наблюдать необходимо, установить цель наблюдения (ради чего оно осуществляется); выбрать объект (один человек или группа); сделать предварительный прогноз, какие результаты оно должно дать. Для того, чтобы получить эти результаты, необходимые для обобщения, наблюдение должно вестись регулярно, и систематично (дети растут, меняется их психика и поведение и если, например, пропустить без наблюдения один месяц в младенчестве, а 2-3 месяца в раннем детстве, то получится очень ощутимый пробел в истории индивидуального развития ребенка.

Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, находится в прямой зависимости от их возраста.

В период от рождения до 2-3 месяцев (новорожденность) наблюдения необходимо проводить ежедневно с фиксацией данных.

2-3м. до 1 года (младенчество) – один раз в неделю.

1г.-3 лет (раннее детство) – один раз в месяц.

3г.-6,7 лет – раз в полгода, с участием психолога.

6,7–11,12 лет (младший школьный) раз в год, с участием психолога.

Чем более ранний возраст мы берем у ребенка для наблюдения, тем меньше должен быть интервал времени между очередными наблюдениями, т.к. чем моложе ребенок, тем более интенсивно происходит его психическое развитие.

Текущие наблюдения должны быть научными и сопровождаться ведением систематических записей, анализом и обобщением результатов наблюдения.

С одной стороны вести за детьми наблюдение проще, чем за взрослыми, т.к. ребенок под наблюдением обычно более естественен, спонтанен в проявлении своего поведения. Результаты наиболее адекватны, потому, что он не играет никаких социальных ролей, которые свойственны взрослым.

С другой стороны, дети (дошкольники) обладают повышенной отвлеченностью, переключению, вниманием их внимание всегда недостаточно устойчиво для того, чтобы какой-то процесс, или выполняемое дело, были доведены до конца.

Поэтому в исследовательской работе с детьми рекомендуется применять скрытое наблюдение – оно рассчитано на то, чтобы ребенок во время наблюдения не видел наблюдателя.

Значительные трудности могут быть тогда, когда в работе с детьми применятся метод опроса. Опрос – он имеет две формы: устную и письменную, но при проведении любой из них эти трудности могут быть связаны с тем, что ребенок почти всегда не понимает до конца правильного адресованные ему вопросы, дело в том, что система понятий и формы мышления, которые используют дети вплоть до подросткового возраста существенно отличаются от той системы, которую используют взрослые.


Становление французской эмпирической психологии в XVIII в.
В эпоху Просвещения активно развивалась французская эмпирическая психология, отличительными чертами которой стали внимание к проблемам активности человеческого сознания и зависимость ее от общественных условий. Французские сенсуалисты выс ...

Примерные нормы и обратная связь
В целом при повторном тестировании в каждом классе примерно половина учащихся выполняет эту работу лучше, а около четверти — показывает худший результат. Обратная связь — это индивидуальный анализ результатов тестирования с указанием кол ...