Введение
Страница 1

Время представляет собой отражение в мозгу объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Современная наука говорит о наличии у каждого человека своих внутренних часов, которые не всегда совпадают с суточным ритмом Земли, и для восприятия этого ритма человек пользуется дополнительными внешними признаками и, соответственно, разными анализаторами.

С новой остротой ставит проблематику психологии времени возросшее количество ситуаций неопределенности, риска, усложнение социально-психологического профиля жизненных задач, стремительность старения знаний на фоне роста информации и мн. др. Что влияет на умение и способность использовать время? Как человек распоряжается этим ресурсом?

Обзор литературы по проблеме показал, что проблема восприятия времени и активности человека находила интересные методические решения и разнообразную нюансировку [5, 7, 9, 15, др.].

Наиболее плодотворным является направление, связанное со способом жизни (Л. Кублицкене, В.Ф. Серенкова, В.И. Ковалев, Е.С. Кузьмин, др.). Например, было показано, что обыденный способ жизни характеризуется суженностью временного кругозора, поверхностным, односторонним и стереотипным характером восприятия событий, социальной пассивностью, зависимостью от обстоятельств, импульсивностью и непосредственностью реагирования, узостью социальных связей. Представителям более действенного способа жизни - энергичным натурам с жестким рационалистическим восприятием окружающего мира и трезвым рассудочным стилем мышления также присущ узкий, ограниченный и свернутый временной кругозор, они живут, в основном, заботами и делами настоящего и ближайшего будущего, а их более отдаленные временные перспективы жизни чаще носят утилитарный характер. Людям с созидательно-преобразующим отношением ко времени (и жизни в целом) присуще глубокое, разностороннее и реалистичное осознание сложных и противоречивых процессов жизни, развитое чувство текущего времени, продуктивность и плодотворность жизнедеятельности, оптимальное распределение и использование времени для различных дел. То есть, ценностные аспекты влияют на особенности восприятия и распоряжения временем.

Наряду с ценностно-потребностными ориентациями, специфику восприятия времени определяют и другие факторы. Влияют такие признаки, как преобладающее настроение, его знак, тип и уровень выраженности (С.В. Зимина); подвижность (многие из тех зон мозга, которые отвечают за определение времени, играют ключевую роль в контроле движений и в подготовке к действию (Д. Кулл, Т. Шарма)); пол (мужчины и женщины по-разному воспринимают время в разные периоды жизни (Б. Нойгартен, Н.Г. Черепанова)); самооценка (если достижения человека опережают социальные ожидания по отношению к нему, он будет чувствовать себя старше истинного возраста, если же человек достиг меньшего, чем от него ждут в данном возрасте, то он будет чувствовать себя моложе (Е.В. Некрасова)); медикаменты и др. средства, оказывающие воздействие на ритмику организма, влияют на восприятие течения времени (Д. Креч, Р. Крачфилд, Н. Ливсон). К другим факторам относят: взросление человека, его природно-социальное окружение, профессию, образ жизни, образование, индивидуальные характеристики (тип ВНД, доминирующее полушарие в работе мозга, ведущий анализатор и др.), личностные характеристики (доминирующие отношения, определяющие направленность и степень продуктивности внимания, памяти, мышления, воображения, способности и др.) [1].

Тем не менее, отсутствуют работы, в которых ставилась бы проблема активности человека и восприятия времени, определяемого через события. В психологии можно определять время через события (прошлые, настоящие, будущие) [4, 14 и др.]. Событием называют явление или действие, имеющее как психическую (ментальную, душевную) природу, так и природно-материальную основу (поступок, общественно-исторический факт). В этой логике событием можно считать «переживание» (Е.И. Головаха, А.А. Кроник), «пиковое переживание» (Laski; Maslow).

Страницы: 1 2


Современная система образовательных услуг для лиц с нарушениями развития
Своевременная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями в развитии, консультативно-методическая поддержка их родителей, социальная адаптация ребенка и формирование у него предпосылок к учебной деяте ...

Логика и интуиция как компоненты творческого мышления
В творческой деятельности логические методы и стратегии решения задач взаимодействуют с интуитивными механизмами мышления, взаимодополняя и взаимоусиливая друг друга. Думается, что противопоставление логики и интуиции, рассудка и "пр ...