Психология » Понятие времени в экзистенциальной психологии » Особенности подхода Л. Бинсвангера и М. Босса
Особенности подхода Л. Бинсвангера и М. Босса
Страница 2

3. Eigenwelt - мир самости (в том числе телесной), присущий только человеку; это не просто субъективный мир, а основа, на которой строится отношение к двум другим модусам.

В приведенном разделении мира натри формы содержится мысль о несводимости друг к другу восприятия социального окружения и физического мира, подчеркивается важнейшая роль самосознания в оценке действительности.

"Трансценденция" буквально означает выход за пределы чего-либо. Психологами-экзистенциалистами трансценденция рассматривается в качестве фундаментальной способности человеческого существа, заданной онтологической структурой и находящейся вне рамок причинного объяснения. При этом гомеостатические модели личности признаются неадекватными. Человек не только находится в мире, он постоянно движется в нем, вовлечен в творение каждого момента. Трансценденция подразумевает отношение к себе как к объекту и субъекту одновременно, способность взглянуть на себя со стороны. Благодаря трансценденции преодолеваются непосредственные границы времени. Временная связь, то есть способность переносить прошлое в настоящее, вместе со способностью действовать во временной перспективе составляет сущность разума и личности. Экзистенциалистам удается благодаря понятию трансценденции подчеркнуть активность человеческой личности, ее творческое начало. Процесс творчества на самом деле обладает высокой степенью непредсказуемости, но это, конечно, не дает основания к разрыву с детерминизмом.

Понятие трансценденции имеет значение в аспекте критики экзистенциалистами фрейдизма. Бинсвангер и другие психологи-экзистенциалисты вслед за Хайдеггером подчеркивают, что будущее в контраст к настоящему и прошлому - основной образец времени для человека. Прошлое приобретает значение только в свете проекта будущего, события избирательно черпаются из памяти. Значение событий прошлого, таким образом, не фатально, как считают сторонники ортодоксального психоанализа. Можно согласиться с тем, что мобилизация психических процессов личности зависит от планов, которые она строит, и объяснение ее поступков следует делать, прежде всего, в свете преследуемых ею целей, а не только исходя из прошлого опыта.

Основная идея Dasein-анализа состоит в том, что «само Dasein не полагает собственного основания, но, напротив, знает о том, что имеет основанием свободу (Frei-heit zum Gnmde), свободу в смысле ответственности за себя, в смысле свободного расположения человеком себя в отношении своего “характера”, и знает о даре свободной встречи Я и Ты в любви».

Отвечая на вопрос “что такое Dasein-аналитическое направление в психиатрии?” (доклад в Швейцарском психиатрическом обществе в октябре 1945 г.), Бинсвангер говорит, что это имя и философское основание направления заимствованы из экзистенциальной аналитики Хайдеггера.

Два фундаментальных тезиса, положенных Хайдеггером в его главном произведении: что бытие человека как Dasein есть бытие-в-мире; и что становление человека личностью есть трансценденция, преодоление (Ueberstieg) мира, способность, коренящаяся в сущности времени, в его самораскрывании в настоящем, прошлом и будущем - то основание, на котором Бинсвангер задумал построить здание онтологической антропологии. Однако при этом он интерпретировал собственное призвание Dasein не как заботу, но как любовь (Ueber-dle-Welt-hinaus-Sein), трансценденцию же не как чрезмерность заботы (Ueberstiegs der Sorge), но как чрезвычайность любви (Ueberschwungs der Uebe).

Данные идеи Л. Бинсвангера развивал в своих работах М. Босс. Иногда даже кажется, что их подходы близки. Однако разница заключается в позиции исследователя и в конечных целях исследования.

Так для Бинсвангера мир пациента – объект изучения, а цель анализа – «экспликация экзистенциально априорной структуры как своего рода квинтэссенции мира пациента, инвариантной смысловой матрицы». Анализируя его работы, можно сказать, что Бинсвангер «пытается анализировать противопоставленное себе человеческое существо для того, чтобы выйти к сущностным основаниям его бытия».

Страницы: 1 2 3


Фазы мыслительного процесса.
Исходным пунктом мыслительного пути является постановка вопроса. От формулировки вопроса зависит все направление мыслительной деятельности. Условием адекватной постановки вопроса является правильная констатация дефицита информации, искомо ...

Развитие внимания у детей
Мы уже описывали развитие внимания у новорожденных детей. Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребёнок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в со ...