Психология » Методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы » Психологическое консультирование в социальной работе
Психологическое консультирование в социальной работе
Страница 2

В современном понимании стресс — это процесс приспособления к обстоятельствам, которые представляют угрозу или нарушают психо­логическое равновесие человека.

В проблематике стресса важное самостоятельное место занимают так называемые кризисные (экстремальные) состояния. Это, по существу, экстраординарные случаи (единичные чрезвычайные происшествия) в жизни человека. К ним относятся: смерть близких, внезапная тяжелая болезнь или травма, столкновение со стихийным бедствием, физическим насилием, участие в боевых действиях и др.).

Согласно Ролло Мэю для успешной работы психологу-кон­сультанту необходимо:

1. Провести диагностику личности клиента (в соответствии с представлениями о структуре личности).

2. Вместе с клиентом определить основные направления развития его личности и создать для этого необходимые условия.

3. Выявить источник личностных проблем и реальные пути их решения.

4. Создать оптимальную психологическую среду в ситуации консультирования, обеспечивающую успешное решение клиентом заяв­ленных им психологических проблем.

Важнейшим из принципов консультирования Р.Мэй называет необходимость для консультанта иметь представление о структуре и компо­нентах личности клиента, то есть уметь дать ее ясное определение. В частности, автор утверждает: «Сознательно уклонившись от такого определения, консультант сформулирует его для себя бессознательно, невольно исходя в своей работе с клиентом из предположения, что тот должен развить в себе личностные качества хотя бы своего консультан­та, или любого героя, или черты характера, считающиеся идеальными для данной национальной культуры. Мудрый терапевт сознательно и разумно нарисует портрет личности, не доверяя такое серьезное дело причудам подсознания». Р. Мэй считает основными компо­нентами личности свободу (то есть понимание себя открытое самовы­ражение и принятие ответственности за свои поступки), индивидуаль­ность, социальную интегрированность и глубину религиозности (нрав­ственности).

2. Организация и формы психологического консультирования

а) Цели и задачи психологического консультирования

Основной целью психологического консультирования в сфере социальной работы является оказание непосредственной психологиче­ской помощи клиенту.

В процессе консультирования решаются следующие задачи:

— оценка уровня психического здоровья и определение показаний к другим способам психологической помощи;

— оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;

— информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования;

— повышение общей психологической грамотности;

— мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обес­печивающих самостоятельное решение проблем;

— коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;

— выявление основных направлений дальнейшего развития личности.

б) Показания к психологическому консультированию

Существуют три типичных повода для проведения психологической консультации:

— самостоятельное обращение клиента к психологу за помощью;

— приглашение клиента на консультацию психологом;

— направление клиента на консультацию администрацией.

Первый вариант

является наиболее благоприятным для эф­фективной работы с клиентом. Это связано с высокой мотивацией и наличием осознанной проблемы, с которой человек обращается к психо­логу. Для увеличения доли самостоятельных обращений должна быть налажена система информирования населения о возможности полу­чения психологической консультации.

Второй вариант

обусловлен необходимостью профилактической работы с различными категориями населения, находящимися на учете органов социальной защиты. Особенностью консультирования в таких случаях является необходимость предварительного формирования мотивации к работе, снятие возможного напряжения и беспокойства.

Третий вариант

наиболее сложен для работы психолога. В данной ситуации психолог выступает в роли посредника, возможно в конфликтной ситуации. Администрация рассчитывает на помощь социального работника в нормализации состояния и поведения клиента, предотвращении назревающих отклонений и срывов. Для ус­пешного решения задач консультирования в этом случае необходима соответствующая предварительная подготовка, формирование мотивации, снятие негативных установок по отношению к работе с психологом.

Страницы: 1 2 3


Приложения
Приложение А Протокол обследования От 15 апреля, 2007 г. Методика: Определение понятий Место обследования: классная комната СШ № 41 г. Павлодара Условия обследования: отсутствие взрослых, посторонних звуков, инструктаж. Обследуемы ...

Ассоциативная психология Д. Бэна.
А. Бэн (1818-1903) является представителем третьего, завершающего этапа в развитии ассоцианизма. В его теории наблюдается ряд отступлений от положений предыдущего этапа, в частности понимание ассоциации как творческого процесса, учение о ...