Психология » Интуиция как вид творческого мышления » Понятие интуиции. Виды интуиции
Понятие интуиции. Виды интуиции

Интуиция - ситуативно возникающее знание, воспринимаемое как догадка, представляет собой процесс, который не осознается. Источник и причины получения этого знания не идентифицируемы, доказать их достоверность не предоставляется возможным. Интуиция связана с ситуациями неопределенности. Играя важную роль в получении нового знания как в обыденной жизни, так и в науке и искусстве, она является составляющей частью творческого процесса [10; 71].

Понятие "интуиция" употребляется в науковедческих дисциплинах в двояком смысле: чаще всего как интуиция-догадка, усмотрение результата "скачком", без промежуточных рассуждений. Другой смысл, в котором об интуиции обычно говорят философы, заключается в том, что любой дедуктивный вывод, сделанный на основе обобщения совокупности наблюдаемых явлений, является интуитивным суждением, поскольку логически недоказуем. Например, утверждение о том, что установленный закон имеет всеобщую значимость, невозможно проверить средствами формальной логики. Он может быть подтвержден или опровергнут только практикой применения, проверкой его предсказаний и иными внелогическими средствами. Е.Л. Фейнберг называет первый тип интуиции "интуицией-догадкой" или "эвристической интуицией", тогда как второй - "интуицией-суждением" [2; 73].

Г. Клэкстон выделяет следующие виды интуиции:

экспертиза (нерефлексивное выполнение сложных высококвалифицированных действий);

имплицитное научение (способ приобретения знаний с помощью неосознанных неконцептуальных средств);

суждение (принятие точного решения и осуществления категоризации при невозможности объяснить или доказать их);

чувствительность (повышенная внимательность, как сознательная, та и неосознаваемая, к деталям ситуации);

размышление (процесс "пережевывания" опыта вновь и вновь для того, чтобы извлечь из него новые значения);

креативность или использование инкубирования (фазы в решении проблемы, когда сознательная, намеренная деятельность по нахождению решения приостанавливается, и человек занимается несвязанными с проблемой делами) и воображения при продвижении в решении проблемы.

Наличие фазы инкубации, т.е. бессознательной работы над проблемой и интуитивного возникновения замысла, выделяется рядом ученых (Т. Рибо, Г. Уоллас, П.К. Энгельмейер и др.) как важная составляющая часть творческого процесса [10; 80].


Диагностико-коррекционная работа детей младшего школьного возраста
Сам по себе термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозм») и буквально истолковывается как «различительное познание». Согласно современному общенаучному представлению под термином «диагностика» подразумевае ...

Характеристика девиантного поведения
«Коррективная педагогика учитывает нормативные индивидуальные особенности и индивидуальные дефекты каждого из детей, … являясь ветвью общей педагогики» (В.П. Кащенко) 1. Общая характеристика Отклонения в психическом развитии характеризу ...