Основные подходы к определению темперамента
Страница 3

В.М. Русалов развивает концепцию общих свойств нервной системы как основных детерминант индивидуально-психологических различий. В лаборатории института психологии РАН под его руководством были сформулированы следующие критерии темперамента:

1. не зависит от содержания, мотива деятельности и цели поведения (стилевого аспекта поведения), и отражает их формальный аспект.

2. темперамент характеризует типичную для индивида меру энергетического напряжения при взаимодействии с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми, собой), и имеет эволюционное значение.

3. темперамент универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности.

4. темперамент проявляется уже в детстве (у эмбриона на 3 неделе внутриутробного развития) и наследуется чаще по материнской линии.

5. темперамент устойчив в течении длительного периода жизни (25% генетическая детерминанта и 75% родительское воспитание, среда общения).

6. темперамент высоко коррелирует с общими свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и др.). [5]

Таким образом, накопленный в лаборатории обширный фактический материал показал недостаток гуморальных, телесных и существующих нервных теорий темперамента, поскольку в качестве оснований темперамента как целостного психологического образования берется не вся биологическая подсистема человека, а лишь та или иная ее составная часть, каждая из которых сама по себе не обладает необходимыми и достаточными для этого свойствами. Показано, что темперамент испытывает непосредственное влияние со стороны всей биологической организации человека в целом.

Вывод по I главе

В теоретической части курсовой работы была раскрыта сущность преодолевающего поведения, рассмотрены основные подходы к его изучению, было проанализировано понятие стресса, а также раскрыты основные подходы к определению темперамента.

Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но на физическое здоровье человека. Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.

Существуют две разновидности стресса: эустресс и дистресс. Эустресс оказывает на человека положительное влияние – мобилизирует его, улучшает внимание, реакцию, психическую деятельность, повышает адаптационные возможности организма. Дистресс – патологическая разновидность стресс-синдрома, который оказывает отрицательное влияние на организм, психическую деятельность и поведение человека, вплоть до полной их дезорганизации. В последнее время в психологии все большее внимание уделяется изучению преодолевающего поведения. Оно является одним из центральных аспектов современных торий стресса. Преодоление (копинг) рассматривается как стабилизирующий фактор, который помогает людям поддерживать психосоциальную адаптацию во время стресса. Преодоление стресса – это многомерный конструкт, включающий в себя широкий круг поведенческих и когнитивных стратегий, которые могут быть направлены на изменение, переоценку или избегания стрессовых обстоятельств или смягчения их негативных воздействий.

На предпочитаемые способы совладания со стрессом влияют индивидуально-психологические особенности. Выраженность тех или иных способов реагирования на сложные жизненные ситуации ставиться в зависимость от степени самоактуализации личности – чем выше уровень развития личности, тем успешнее она справляется с возникшими трудностями.

Таким образом, проблема преодолевающего поведения занимает одно из центральных мест в психологии, т.к. экстремальные ситуации в нашей жизни неизбежны и изучение особенностей поведения человека, и закономерностей его деятельности в экстремальных условиях является необходимым.

Страницы: 1 2 3 


Понятия рационализма и мышления в философии Р. Декарта
Понятие рационализма у Декарта тесно связано с изучением содержаний сознания, в которое включено три типа идей: 1) идеи, порожденные самим человеком: рождаются из чувственного опыта человека и являются обобщением данных от органов чувств ...

Развитие и тренировка памяти. Общие положения о развитии памяти
Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т.е. о тех типичных изменениях, которые в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во – первых, механиче ...