Психология » Экспертные методы в психодиагностике » Признаки и особенности экспертизы
Признаки и особенности экспертизы

Известно, что в каждой конкретной сфере деятельности экспертиза имеет свои специфические задачи, методику, критерии, организацию и процедуру проведения. Однако представляется возможным выделение ряда общих признаков, объединяющих разнообразные специальные виды экспертизы и позволяющих рассматривать ее как достаточно самостоятельный вид профессиональной деятельности.

Первый такой признак связан с характером инициирования

. Потребность в проведении экспертизы возникает в реальной профессиональной деятельности при решении задач, требующих специальных (экспертных) знаний. Инициирование экспертизы осуществляется заказчиком, имеющим общей целью использование экспертного знания для решения определенных экспертных задач.

Рис.2. Взаимоотношения различных составляющих экспертной деятельности

Как видно из рис.2. экспертная деятельность может осуществляться при наличии трех основных составляющих:

- объекта экспертизы

- заказчика экспертизы

- эксперта

В качестве объекта экспертизы

выступает реально выполняемая профессиональная деятельность, в ходе которой возникают затруднения, проблемы, вопросы, для разрешения которых необходимо привлечение эксперта как носителя специального знания.

Вторая особенность любой экспертизы заключается в требованиях к уровню специальной подготовленности эксперта. Общепризнанно, что статус эксперта предполагает высокий уровень профессионализма

. Высокий профессионализм экспертов является необходимым условием и основанием объективности

экспертного заключения.

И третья принципиальная особенность экспертизы связана с характером использования экспертного заключения. Несмотря на всю значимость и авторитетность такого заключения, оно имеет сугубо рекомендательных характер

может быть принято полностью, частично или отвергнуто инстанцией, принимающей решение. Обусловлено это рядом обстоятельств:

1. Экспертное исследование зачастую имеет локальную, узкоспециальную направленность.

2. При принятии управленческого решения анализируются и обобщаются не только результаты экспертных исследований, но и весь комплекс условий реализации данной профессиональной деятельности. (Мкртычян, 2002)


Специфика деятельности психолога учреждения.
Функциональные обязанности психолога школы. 1.Организовать диагностическую работу с детьми девиантного поведения. 2.Держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников. 3.Выявлять и устранять психологические ...

Эмпирическое исследование склонности к отклоняющемуся поведению у подростков. Организация и методы исследования
Изучение склонности к отклоняющемуся поведению у подростков было проведено на базе СОШ №98 г.Гомеля. Целью нашего исследования являлось выявление склонности к отклоняющемуся поведению у старших подростков (13-15 лет). Исходя из цели, бы ...