Психология » Экспертные методы в психодиагностике » Общие требования, предъявляемые к эксперту
Общие требования, предъявляемые к эксперту

Достоверность экспертной оценки зависит от компетенции эксперта. Независимо от уровня экспертизы ее должны давать наиболее квалифицированные специалисты. Общие требования, предъявляемые к эксперту:

§ Компетентность

§ Креативность, развитые творческие способности. Позволяющие анализировать проблемные ситуации и находить пути разрешения противоречий

§ Отсутствие склонности к конформизму, принятию мнению большинства

§ Научная объективность

§ Аналитичность, широта и конструктивность мышления

§ Позитивное отношение к инновациям, отсутствие консерватизма, т.е стремления придерживаться однажды выбранной позиции.

Для независимой экспертизы весьма важна этика поведения эксперта, прежде всего его честность, неподкупность, ответственность.

Наиболее простым способом оценки компетентности экспертов является анкетирование, разработанное в логике «постадийного развертывания вопроса» (Г.Гэллап)

§ Вопрос-фильтр, позволяющий выявить осведомленность опрашиваемого в проблеме

§ Вопрос, направленный на выявление общего отношения опрашиваемого к проблеме (открытый, не предусматривающий вариантов выбора ответа)

§ Вопрос для получения ответа по конкретному аспекту проблемы (закрытый, предполагающий варианты готовых ответов)

§ Вопрос, позволяющий выявить причины взглядов, мотивацию его суждений (полузакрытый)

§ Вопрос на выявление устойчивости взглядов опрашиваемого на проблему (в закрытой форме) (Крулехт, 2002)

Мкртычян выделяет следующие профессионально важные качества эксперта:

§ Профессиональные мотивы, цели, интересы

§ Профессиональные способности

§ Профессиональные самосознание

§ Профессиональный тип мышления

А также соответствующие профессиональные способности, охватывающие прежде всего сферу интеллектуальных действий эксперта:

1. Исследовательско-аналитические способности

, обеспечивающие планирование и проведение эмпирических исследований, анализ их результатов.

2. Рефлексивные способности

, понимаемые в данном контексте как способности к умственной реконструкции и моделирования эмпирического опыта.

3. Прогностические способности

, обеспечивающие создание обоснованных прогностических моделей инновационного процесса и его участие в проектировании развития образовательного процесса.

4. Способности к диалоговому общению, взаимодействию, сотрудничествусо всеми участниками экспертного процесса. (Мкртычян, 2002)


Влияние пола на успешность профессиональной деятельности
Женщины чаще, чем мужчины, пассивны в планировании деловой карьеры, больше живут сегодняшним днем и меньше заглядывают в завтрашний. По данным В. Г. Горчаковой, лишь 20 % женщин в нашей стране имеют устойчивую тенденцию к профессиональной ...

Методика Рене Жиля
Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей и детей и взрослых, а также тестовых заданий. Её направленность – выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребёнка ...