Введение

Актуальность проблемы. Современная система образования, в том числе и профессионального, подходит к определению особенностей становления профессионала с позиции личностно ориентированного подхода. В основе этого подхода лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности – творческой самореализации.

Однако следует отметить, что среди исследований личности менеджера по работе с персоналом практически отсутствуют работы, учитывающие гендерный аспект. Большинство отечественных исследователей изучает менеджера «вообще», часто не учитывая гендерных особенностей выборки при интерпретации данных. В то время как практика распределения гендерных позиций на рынке труда показывает, что подавляющее большинство из желающих и приобретающих профессию менеджера по работе с персоналом – это женщины.

В этой связи изучение различных модальностей профессиональной самореализации менеджера по работе с персоналом приобретает особую актуальность.

Действительно, профессиональное развитие как непрерывный процесс самоактуализации личности сопряжено с целым рядом проблем, затрудняющих свободное достижение личностью «состояния плодотворности», истинной эго-идентичности, в которой интегративно, в гармоничном слиянии представлены различные компоненты Образа-Я.

Одним из компонентов Образа-Я личности является гендер, формируемый и достигаемый личностью в процессе интериоризации половых ролей, транслируемых культурой в виде норм, требований или стереотипов. Гендер как «приписываемый», «созидаемый» и «достигаемый» социальный статус личности рассматривается через мир взаимодействия «мужского» и «женского», воплощенный в практиках, представлениях, предпочтениях бытования.

Гендер является одной из базовых характеристик личности, которая оказывает влияние на другие характеристики личности, в том числе и на профессиональное становление личности, на особенности процесса самоактуализации.

Это значит, что изучение самоактуализации личности в профессии значимо и актуально с позиции гендерного подхода, позволяющего рассматривать особенности профессионального становления личности с учетом социо-культурного понимания тендера. Значимость тендерного аспекта в самоактуализации личности и недостаточная изученность тендерной специфики профессионального становления менеджера по работе с персоналом определили выбор темы настоящего исследования.

Цель исследования – составление психологического портрета успешного менеджера по работе с персоналом.

Поставленная цель предопределяет задачи исследования:

- теоретической анализ психологической литературы по проблемам гендерного аспекта профессионализма;

- подбор психологических свойств для экспертной оценки наиболее типичных из них для профессионалов различного пола;

- обработка результатов эксперимента;

- сравнительный анализ психологического профиля успешного менеджера по работе с персоналом в зависимости от его пола.

Объектом исследования является успешный менеджер по работе с персоналом.

Предмет исследования – гендерно-психологические различия успешных менеджеров по работе с персоналом.

Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов как: Л.В.Попова, Е.П.Ильин, Р.Г.Гаджиева, М.А.Никифоров, Д.Я.Райгородский, Н.В.Самоукина и др. При написании работы использовались положения различных отраслей знаний.

Методологическую основу работы составляют следующие методы: теоретический анализ специальной литературы по заявленной проблеме, а также методика экспертных оценок профессионально значимых свойств.


Полученные результаты, их обработка и обсуждение
Анализ проводился методом экспертных оценок и количественного подсчёта элементов. Участвовало 3 эксперта – профессиональных психолога. Каждый эксперт анализировал все протоколы. При дальнейшей обработке учитывались только совпадающие мнен ...

Ассоциативная психология Д. Бэна.
А. Бэн (1818-1903) является представителем третьего, завершающего этапа в развитии ассоцианизма. В его теории наблюдается ряд отступлений от положений предыдущего этапа, в частности понимание ассоциации как творческого процесса, учение о ...