Мы уже описывали развитие внимания у новорожденных детей.
Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В процессе игры ребёнок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с её правилами. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Знакомство со всё большим и большим количеством предметов и явлений, постепенное формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, прогулки с ними, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование с игрушками и другими предметами - всё это обогащает опыт ребёнка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание. По мнению Н.Ф.Добрынина: ”В результате воспитания дети вынуждены обращать внимание на требуемое от них действие, и постепенно у них, пока ещё в примитивной форме, начинает проявляться сознательность.”[3,107]
В младшем возрасте, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остаётся непроизвольное внимание детей. Они могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребёнка сохраняет ещё некоторые признаки ”детскости”. Особое место для развития произвольного внимания у ребёнка играет школа и учебный процесс. В начальных классах дети ещё не могут полностью контролировать своё поведение на уроках, у них по-прежнему превалирует непроизвольное внимание.
Опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребёнка с периодической сменой методов подачи учебного материала, поэтому, чтобы заинтересовать ребёнка, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным. Постепенно, в процессе целенаправленной познавательной деятельности, внимание у детей младшего школьного возраста достигает весьма высокого уровня развития.
К возрасту 10 - 11 лет объём и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания у детей почти такие же, как и у взрослого человека. При этом переключаемость у детей этого возраста развита существенно выше, чем средний её показатель у взрослых. Вероятно, это обусловлено молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребёнка.[3,108]
Развитие игровой деятельности ребенка
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение.
В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в котор ...
Фрустрационная теория (гомеостатическая модель)
Эта теория возникла в противовес концепциям влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основоположником этого направления исследования человеческой агрессивности считается Дж. Доллард ...
|