Психология » Особенности творческих способностей и воображения младших школьников » Экспериментальное исследование особенностей творческих способностей и воображения младших школьников. Организация, методы и методики исследования
Экспериментальное исследование особенностей творческих способностей и воображения младших школьников. Организация, методы и методики исследования
Страница 2

Рисунки, в которых разные эталоны превращаются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник превращались в часы).

Такого рода композиции расцениваются как персеверативные (повторяющиеся), из их общего числа при дальнейшем анализе учитывается только одна композиция (как идея).

К творческим относятся рисунки, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения. Большинство психологов выделяют как одну из наиболее существенных сторон воображения, оригинальность, созданных им образов, в связи с чем в качестве одного из показателей при анализе выполненных композиций может выступать степень их оригинальности. Параметры оригинальности (индивидуальности) и неоригинальности (типичности) достаточно часто используются в психологии для оценки продуктов деятельности воображения. Наличие у ребенка большого количества оригинальных изображений свидетельствует о силе, пластичности его фантазии и, напротив, несформированность механизмов комбинаторики процессов воображения приводит к возникновению большого числа стереотипных композиций.

Всю совокупность детских рисунков можно распределить по 6 качественным уровням, описание которых приводится в Приложении.

Методика №2. Пиктограмма ("Нарисуй слово").

Методика предназначена для изучения процессов воображения. Выявляет уровень развития и содержание образов воображения, а также процессы символизации, способность к перекодированию стимула.

Материал: несколько листов, бумаги, цветные карандаши.

Инструкция: "Нарисуйте картинку к каждому слову, которое написано на обороте листа. Нарисуйте так, как вы понимаете и представляете это слово и так, чтобы все поняли, что вы нарисовали именно это слово. Используйте различные цвета".

Стимульный материал (слова): счастье, горе, доброта, болезнь, обман, богатство, разлука, дружба, страх, любовь, красота.

Время тестирования не ограничивается.

Интерпретация приводится в Приложении.

Страницы: 1 2 


Описательная психология В. Дильтея
Вильгельм Дильтей (1833-1911) - основатель описательной психологии - еще одного направления, возникшего в результате «открытого кризиса*. Основные идеи описательной психологии: 1. Отказ от объяснения природы человека через поиск причин, ...

Занятие 4.
Цель занятия: формирование сплоченности коллектива. 1. Приветствие. 2. «Спиной к спине». Каждый игрок выбирает партнера, который вызывает у него интерес. Партнеры становятся спиной к спине (или садятся таким образом на пол). Важно, что ...