Психология » Брачно-семейные представления старших школьников » Формирование брачно-семейных представлений
Формирование брачно-семейных представлений
Страница 2

Девичьих компаний в подростковом возрасте как таковых почти не существует. Дружат 2-3 подруги, близкие, преданные, но поиск мужской компании, интерес к ней, желание приблизиться и общаться именно с ребятами никогда не оставляют девушек. При этом мальчики своего класса кажутся «малолетками». Девочки-десятиклассницы начинают посещать места, где можно познакомиться с юношами более старшего возраста. Потребность эта естественная, знать о ней взрослым необходимо. Их задача - помочь ребятам сформировать более широкий круг социального общения, кроме школы и семьи. Иначе жизнь все чаще сталкивает нас с парадоксальным явлением: самые скромные, умные, образованные девушки, готовые к браку и способные осуществить воспитание детей на должном уровне, остаются не замужем. И все же молодым (в первом юношеском возрасте) очень важно обеспечить в определенной мере устойчивое для себя положение, прежде всего в своей среде. Здесь они общаются, группируются по симпатиям, получают новую информацию. Цель общения - кроме приятного времяпрепровождения - поиск партнера для общения из числа представителей другого пола. Следовательно, в подростковой среде общение нельзя заменить ничем другим.

В выборе пары отражается гармоническое сочетание социальной и природной сущности человека. И чем выше интеллект, тем обязательнее выявление этой гармонии. В выборе происходит объединение идеала и чувства. Социальная определенность идеала оказывается основополагающим условием выбора.

Выбор начинается со знакомства. Одни люди в минуту знакомства производят хорошее впечатление на окружающих и сразу же располагают к себе, другие - нет. Отношение к человеку в первом приближении в решающей степени зависит от того, какие он вызывает к себе чувства (восхищения, удивления, негодования, брезгливости и т.д.). Судить о человеке по первому впечатлению никак нельзя.

Оно может быть обманчиво. Бывает так, что за внешней привлекательностью и обаянием скрывается эгоизм, черствость, и это рано или поздно проявится. Бывает и другое, когда глубокая, содержательная личность остается незамеченной, скромность не позволяет нарочито демонстрировать свои достоинства.

Очень многие молодые люди недовольны своей внешностью. Девушка об этом говорит открыто, юноша - более сдержанно, его более всего беспокоит рост, если он недостаточно велик.

Девушек можно утешить тем, что нет женщин некрасивых, есть женщины ленивые, которые не хотят регулярно следить за собой, не воспитывают вкус, слепо подражают моде.

Юношей маленького роста можно приободрить тем, что сам по себе рост ничего не значит и достоинства мужчины никогда не измеряются только лишь ростом. В истории немало было великих людей, которые обладали малым ростом. Несомненно более важными являются такие качества, как твердый характер, ум, интеллект, и все это поддается формированию с помощью воли и личных усилий. Да и рост можно увеличить с помощью специальных упражнений.

Поиск, который вообще свойствен юности, распространяется и на внешность - молодые люди пробуют на себе новые фасоны, расцветки, прически. Девушке хочется распустить волосы, остричься, побывать в юбках любой длины - от «мини» до «макси», юноше гладко выбрить лицо, а потом отпустить усы или наоборот, все это вполне оправданно, так как в этом проявляется стремление найти свой стиль.

По мере созревания, в ходе социализации, под влиянием взрослых, учителей, родителей, чтения художественной литературы, фильмов и общения со сверстниками юноши и девушки постепенно усваивают определенные эталоны поведения, вырабатывают свой идеал противоположного пола. Все большее значение начинают приобретать внутренние качества человека, а не только внешность. Молодые люди, в особенности девушки, любят поговорить со старшими (разумеется, с теми, кому они абсолютно доверяют) о своем идеале противоположного пола, показывают свои сочинения, стихи и даже дневники с личными переживаниями.

Именно в молодости складывается определенный образ противоположного пола, к которому человек стремится в своем выборе. Отсюда понятны выражения: «Я ждала тебя всю жизнь» или «Я тебя выбрал, и теперь ты единственная» [11, с. 69].

В настоящее время нет недостатка в сложнейших, порой трагических ситуациях личностного характера, когда подростку приходится совершать моральный выбор. Отец и мать, школа и общественность прилагают немало усилий, чтобы помочь молодому человеку сделать тот единственный выбор линии поведения, который возвышал бы его, оправдывал бы его поступки. Одной из разновидностей морального выбора является выбор супруга (супруги). Рано или поздно всем приходится делать этот выбор.

Думается, сегодня вполне правомочно ставить вопрос о праве супругов на продолжение рода человеческого. Ведь совершенно очевидно, что ни наркоман, ни алкоголик, ни страдающий психическими заболеваниями, ни больной СПИДом не должны иметь этого права. Люди в своем развитии дойдут до необходимости социального регулирования рождаемости, ну а пока девушки и юноши еще на пороге семейной жизни сами должны повнимательнее присмотреться до свадьбы, вернуться к забытой традиции изучения родословной - не только своей, но и будущего партнера по браку.

Страницы: 1 2 3 4


Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенч ...

Введение.
Организации существуют для достижения стоящих перед ними целей. Степень реализации этих целей показывает насколько эффективно действует организация, т.е. насколько эффективно используются организационные ресурсы. Показатель прибыли позво ...