Психология » Психологические причины формирования детской тревожности » Теоретическое обоснование феномена тревожности. Понятие тревожность в психолого-педагогической литературе
Теоретическое обоснование феномена тревожности. Понятие тревожность в психолого-педагогической литературе
Страница 2

Продуктивными для понимания этой проблемы являются идеи А.И. Божович об адекватной и неадекватной тревожности. Согласно этой точке зрения, критерием подлинной тревожности выступает ее неадекватность реальной успешности, реальному положению человека в той или иной области. Только в таком случае она может рассматриваться, как проявление общеличностной тревожности, "зафиксировавшейся" на определенной сфере. [2]

В основном педагогами-психологами принято классифицировать тревожность на два основных вида.

Первый из них, это так называемая, ситуативная тревожность, то есть порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникнуть у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только, является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции. Другой вид, так называемая, личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как враждебный. Если данный вид тревожности закрепляется у ребенка в процессе становления характера, то формируется заниженная самооценка и негативное восприятие окружающего мира.

У детей дошкольного возраста чаще доминирует ситуативная тревожность

После исследования психолого-педагогической литературы, я пришла к выводу, что следует разделять понятия "тревожность", "тревога" и "страх".

Тревога – это состояние повышенного беспокойства, которое проявляется не всегда и иногда в тех же жизненных ситуациях человек остается спокойным. В свою очередь если состояние тревоги повторяется часто, то мы говорим уже о тревожности.

Другими словами, тревога - состояние некоторого волнения и она не постоянна, а тревожность - это устойчивое состояние повышенного беспокойства. Страх же будет, является реакцией на конкретную определенную опасность.

В некоторых исследованиях страх рассматривается как фундаментальная эмоция, а тревожность - как формирующееся на его основе, часто в комбинации с другими базовыми эмоциями, более сложное эмоциональное образование.

Страницы: 1 2 


Методика
Вторая часть эмпирического исследования преследовала цель изучить спонтанные трансформации воспоминаний динамических сюжетов. В эксперименте приняло участие 109 человек, студенты третьего курса физического факультета МГУ им. М.В. Ломонос ...

Понятие о чувствах и эмоциях, формы переживания чувств
В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение. 1. Чувственный, или эмоциональны ...