Глоссарий
Страница 1

Понятие

Определение

1.

Ощущение

Отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств

2.

Развитие

Необратимое направленное закономерное изменение объектов, в результате которого возникает их новое качественное состояние

3.

Психические процессы

процессы, происходящие в психике, отражаемые в динамически изменяющихся явлениях психических: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении и пр.

4.

Психические состояния

это временные целостные состояния психики человека, влияющие на протекание психических процессов и проявление свойств личности

5.

Психические познавательные процессы

это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях, способствующие познанию, расширению знаний

6.

Высшие психические функции

Функции, отражающие интегративную деятельность мозга: ощущения, восприятия, представления, воображение, внимание, память, сознание, мышление

7.

Методика

способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры

8.

Метод

прием, способ, образ действия; способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ практического осуществления чего-либо

9.

Органы чувств

нервные устройства, служащие приемниками сигналов, информирующих об изменениях во внешней среде (экстерорецепция) и в организме субъекта (интерорецепция)

10.

Валидность

Показывает, насколько данный текст измеряет те показатели, для измерения которых он предназначен

11.

Восприятие

целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования - посредством активных действий - субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы.

12.

Воспроизведение

Актуализация ранее сформированного психологического содержания в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей

13.

Восприятие пространства

Восприятие формы, величины, объёма объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удалённости и направления, в котором оно находится

14.

Мышление

Процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира

15.

Представления

процесс воспроизведения конкретных образов предметов и явлений внешнего мира

16.

Воображение

психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующегося отражения действительности; процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений, способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов обретенных в прошлом опыте

17.

Внимание

это избирательная направленность сознания человека на определённые предметы и явления; сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте - предмете, событии, образе, рассуждении

18.

Произвольное внимание

такое внимание, которое возникает в результате сознательных усилий направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности, самое простое и генетически исходное

19.

Концентрация внимания

способность сосредоточиться на главном в деятельности, отвлекаясь от всего, что находится за пределами решаемой задачи

20.

Распределение внимания

возможность иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций

21.

Непроизвольное внимание

внимание, вызываемое внешними причинами – теми или другими особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент

22.

Память

процесс, осуществляющий отражение и накопление непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта; выполняющий функции запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

23.

Виды памяти

структурные особенности памяти, связанные: с характером запоминаемого материала, механизмами запоминания; и с длительностью хранения информации.

24.

Запоминание

активный процесс селективного отбора поступающей информации для: включения в уже существующую систему ассоциативных связей и последующего воспроизведения в виде воспоминаний человека или в виде поведенческих актов животного.

25.

Забывание

активный процесс, характерный постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала - потерей доступа к запомненному ранее материалу, невозможностью воспроизвести или узнать то, что было усвоено

26.

Психодиагностика

область психологической науки и важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов расположения индивидуальных особенностей человека

постановка диагноза психологического или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии клиента в целом или же о некоем отдельном психологическом свойстве.

Страницы: 1 2


Психомоторные нарушения. Речевые расстройства
Любитель детей – этого мало: надо знать, а этому надо учиться. (В.П. Кащенко) 1. Отклонения речевого развития Речевые нарушения рассматриваются как отдельная группа отклонений в развитии в том случае, если у ребенка сохранен слух, зрени ...

Воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением речи
В нашей стране расширяется сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи. В детских садах такого типа наряду с выполнением общеобразовательных и воспитательных задач предусматривается специальная работа по формированию у детей п ...