Психология » Психологические причины формирования детской тревожности » Исследование проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Описание выборки и методик исследования
Исследование проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Описание выборки и методик исследования

Данное исследование проводилось в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центре развития ребёнка, детском саду "Солнышко" города Сорска. Общий объем выборки составляет 16 детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет), из них - 8 мальчиков и 8 девочек.

В процессе нашего исследования осуществлялось выявление признаков тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Психодиагностический инструментарий.

В исследовании использовалась такая психодиагностическая методика, как тест на выявление тревожности у детей В. Амена, Р. Тэммла, М. Дорки. В исследовании участвовали дошкольники старшей группы из ДОУ №97 г.Мурманска. Выборка составила всего 12 человек(6 мальчиков и 6 девочек)Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) (Приложение А) включает в себя 14 рисунков отдельно для мальчиков и отдельно для девочек. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размеру точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из них изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное. Рисунки показываются ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате, индивидуально с каждым ребенком. В процессе тестирования происходит идентификация ребенком себя с картинкой мальчика или девочки в зависимости от пола испытуемого.

Двусмысленность рисунков в методике имеет "проективную" нагрузку. То, какой смысл придает ребенок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях. Результаты заносятся в протокол. (Приложение Б)

Образец протокола

Имя: Андрей Возраст: 6 лет Дата: 17. 02.2011 г.

Рисунок

Выбор

Веселое лицо

Печальное лицо

1. Игра с младшими детьми

+

2. Ребенок и мать с младенцем

+

3. Объект агрессии

+

4. Одевание

+

5. Игра со старшими детьми

+

6. Укладывание спать в одиночестве

+

7. Умывание

+

8. Выговор

+

9. Игнорирование

+

10. Агрессивность

+

11. Собирание игрушек

+

12. Изоляция

+

13. Ребенок с родителями

+

14. Еда в одиночестве

+

На основании полученных данных вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему их числу.

По индексу тревожности дети подразделяются на три группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50 %);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50 %);

в) низкий уровень тревожности (ИТ до 20 %).

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка фиксируются в специальном протоколе. На основе полученных данных выявляется индекс тревожности каждого ребенка.

Для определения тревожности детей было проведено анкетирование родителей. Анкета состояла из 20 вопросов (Приложение Б).

Цель анкетирования, определить уровень тревожности ребёнка. В анкетировании приняли участия все 16 родителей.

Полученные данные подвергались количественному и качественному анализу.


Восточная «линия развития»
На древнем Востоке идеал явно отличался от европейского. Ислам в целом учит смирению и послушанию, дисциплине; призывает трудиться, быть скромным и терпеливым, мужественно сносить невзгоды. Индивидуальная энергия, инициатива, предприимч ...

Введение. Актуальность исследования
Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. Определение понятия «мотив» представляет определенную научную проблему. Одни под мотивом понимают побуждения к деятельности, связанные с удовлетворен ...