Типы реакции на болезнь
Страница 2

В содержании внутренней картины болезни отражается не только наличная жизненная ситуация (ситуация болезни), но и преморбидные (доболезненные) особенности личности больного, его характер и темперамент. Преморбидные особенности личности во многом могут объяснять предпочтительность появления у больных тех или иных форм реагирования на заболевание. Личко А.Е. в своих трудах различает следующие типы отношения к болезни

- Гармонический - трезвая оценка состояния, нежелание обременять других тяготами ухода за собой.

- Эргопатический —желание сохранить работоспособность.

- Анизогнозический — активное отбрасывание мысли о болезни.

- Тревожный—беспрерывное беспокойство и мнительность.

- Ипохондрический — крайняя сосредоточенность на субъективных ощущениях и преувеличение их значения.

- Неврастенический — нетерпеливость и вспышки раздражения, затем — слезы и раскаяние.

- Меланхолический — неверие в выздоровление, удрученность болезнью, депрессивное настроение (угроза суицида).

- Апатический — полное безразличие к своей судьбе, пассивное подчинение процедурам и лечению.

- Сенситивный—чувствительный к межличностным отношениям, боязнь стать обузой для близких.

- Эгоцентрический—"уход в болезнь" с выставлением напоказ своих страданий, требование к себе особого отношения.

- Паронойяльный — уверенность, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла, а осложнения в лечении являются результатом халатности медицинского персонала.

- Дисфорический — доминирует мрачно-озлобленное настроение, зависть и ненависть к здоровым. Вспышки гнева с требованием от близких угождения во всем.

В переживаниях и отношении человека к своей болезни в динамике можно наблюдать следующие этапы:

- Предмедицинская фаза — длится до начала общения с врачом, появляются первые признаки болезни и заболевший стоит перед решением вопроса об обращении за медицинской помощью.

- Фаза ломки жизненного стереотипа - больной становится изолированным от работы, а часто и от семьи при госпитализации. У него нет уверенности в характере и прогнозе своего заболевания и он полон сомнений и тревог.

- Фаза адаптации к болезни - острые симптомы болезни постепенно уменьшаются, больной уже приспособился к факту заболевания.

- Фаза "капитуляции" — больной примиряется с судьбой, не предпринимает активных усилий к поиску "новых" методов лечения и понимает ограниченность возможностей медицины в его полном излечении. Он становится равнодушным или негативно угрюмым.

- Фаза формирования компенсаторных механизмов приспособления к жизни, установки на получение каких-либо материальных или иных выгод от болезни (рентные установки).

Страницы: 1 2 


Педагогические условия формирования коммуникативной готовности к школе дошкольников с ЗПР. Организация и исследование особенностей коммуникативной деятельности старших дошкольников с ЗПР
Цель констатирующего эксперимента: изучить особенности коммуникативной готовности детей с ЗПР к школьному обучению. В соответствии с целью выделены следующие задачи: 1. изучение состояния коммуникативных навыков, форм общения старших до ...

Психодиагностика в работе школьного психолога
“Познай самого себя и ты познаешь весь мир” /Сократ/ 1. Задачи школьной психодиагностики В рамках диагностико-коррекционной работы педагога- психолога психодиагностика рассматривается как деятельность по выявлению причин трудностей в об ...