Процессы памяти

Различают основные процессы памяти: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание), забывание и воспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение. Главным из этих процессов признается запоминание, которое определяет полноту и точность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения.

Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление — импринтинг. Состояние импринтинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сензитивного развития психических функций. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольное запоминание. Организованное повторение материала с целью его запоминания называется заучиванием. По механизму выделяют логическое и механическое запоминание. По результату — дословное и смысловое.

Сохранение давно уже не понимают как пассивный процесс удержания информации, описываемый только лишь количественными показателями забывания. В психологии раскрыта зависимость сохранения от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности, злопамятство или добросердечие в эмоциональной памяти и т. д.), условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное. Возможность вызвать в состоянии гипноза воспоминания и тип поведения, присущие детскому возрасту, позволяет поставить вопрос о том, исчезает ли у человека что-либо из памяти окончательно или оно все равно остается как след, недоступный для сознательной дешифровки.

Забывание проявляется по-разному – от отдельных ошибок в припоминании и узнавании до невозможности не только припомнить, но и узнать ранее воспринятое. Забывание может быть устойчивым, длительным и временным.

Воспроизведение — процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Говорят о непроизвольном воспроизведении, когда мысль или образ всплывает в памяти без намерения личности. Произвольное воспроизведение может протекать на уровне узнавания. Узнавание опирается на воспринимаемый образ, устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти. Следующим по степени трудности можно назвать воспроизведение в узком смысле слова, когда нет опоры на образ восприятия, но материал припоминается целенаправленно и без особых усилий со стороны человека. Третья ступень воспроизведения — это припоминание — процесс воспроизведения, требующий усилий для того, чтобы воссоздать нужное. Лучшим вспомогательным средством припоминания является опора на узнавание. Сопоставляя несколько сходных идей или образов, человек может легче вспомнить, а иногда и просто узнать среди них искомые.


Образовательная система в России
Под системой общего образования понимается сово­купность учреждений дошкольного воспитания, общеобра­зовательных школ, школ-интернатов, детских домов, уч­реждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и ср ...

Виды клинико-психологической диагностики
Анализ литературы по проблеме показал несколько подходов к определению видов клинико-психологической диагностики. Так, авторы учебного пособия [Бауманн] говорят о диагностике свойств и диагностике поведения. Рассмотрим суть данного делен ...