Специфика биологии человека.
Страница 2

Многообразие полученных корреляционных связей включало в себя внутрифункциональные и межфункциональные связи показателей од­ного уровня и отношения разноуровневого порядка, что .сви­детельствовало о внутренней взаимосвязанности разных сторон индивидной организации. Структурированность индивидных свойств и их показателей носит динамический, развивающийся характер. На различных возрастных этапах и у разных эле­ментов, входящих в структуру индивида, она выражена неоди­наково.

Между свойствами нервной системы были установлены корреляционные отношения в дошкольном, школьном возрастах и у взрослых. Общая картина, которая складывается при сравнении полученных данных, свидетельст­вует о нестабильности интеркорреляций свойств нервной систе­мы и о структурных, динамических новообразованиях этого уровня. При изучении онтогенеза нейродинамических, а также психодинамических свойств видно, что на каждой возрастной ступени существуют специфические типы связей между свойствами, относящимися к одному и тому же иерархическому уровню, и что эти типы связей представляют собой общевозрастную характеристику данного иерархического уровня.

В условиях повышенной интеллектуальной и эмоциональной нагрузки между психологическими характеристиками человека и особенностями вегетативных и биохимических - проявлений обнаруживаются те связи и зависимости, которые не улавлива­ются в фоновых исследованиях. Проявление структурированно­сти первичных характеристик и установление разноуровневых отношений в момент включения человека в активную умствен­ную деятельность имеют жизненно важный смысл. Этот тип функциональных, ситуативных связей в качестве дополнитель­ного механизма обеспечивает энергетически максимально вы­сокий уровень эмоционального и интеллектуального напряже­ния. Специфичность этих связей выражена в том, что для раз­ных психологических функций неодинаковое значение имеют биохимический и вегетативный уровни.

Для памяти преимущественное значение имеет биохи­мический, а для нейротизма и экстраверсии - вегетативный уровень энергетического обеспечения.

При сопоставлении нейро- и психодинамических свойств обнаруживается, что одно и то же нейродинамическое свойство коррелирует со все большим количеством психодинамических, а одно и то же психодинамическое коррелирует со все большим количеством нейродинамических. Общая тенденция развития связей между нейродинамическими и психодинамическими свойствами характеризуется увеличением с возрастом много-многозначных связей.

Развитие и усложнение нейродинамических и психодинамических связей за счет появления связей с новыми свойствами нервной системы свидетельствуют о качественных преобразованиях вторичных свойств индивида.

Интеркорреляционные структуры первичных и вторичных свойств индивидной организации различаются по своему смы­слу. В этой связи могут быть выделены два основных типа связей: специфический и неспецифический. Генетический, или специфический, тип демонстрирует происхождение вторичных свойств на основе преобразования первичных. Смысл другого, неспецифического, типа связей — энергетического — заключа­ется в том, чтобы стимулировать функционирование индивид­ных свойств более высокого уровня. Окружающая среда и со­циальное развитие человека оказывают влияние на усиление и ослабление различных свойств индивида, на его интеркорре­ляционную структуру. Структурные новообразования представ­ляют собой адаптационные процессы и определенный способ оптимизация индивидных свойств в соответствии с требовани­ями деятельности, а также социальной среды, в которой осу­ществляется жизнедеятельность человека. Образование этих связей изучалось главным образом в процессе структурообразования психофизиологических функций под влиянием учебного фактора и структурирования темперамент­ных свойств при овладении индивидуальным стилем деятельности.

Страницы: 1 2 3 4


Понятие сознания у Джорджа Беркли
Джордж Беркли (1685-1753), так же как и Локк, ориентировался в своих трудах на Ньютоновы представления, но стремился доказать производность физического пространства от сознания. Сознание есть то, что человек воспринимает. При объяснении ф ...

Развитие возрастной психологии в мире. Развитие отечественной возрастной психологии
Задолго до возникновения детской психологии как самостоятельной науки вопросы познания психики ребенка, его обучения и воспитания занимали умы лучших представителей мировой культуры. В истории становления и развития возрастной и педагоги ...