|
Подросток – это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью.
В силу такой неопределенности и чувствительности именно подростковый возраст является наиболее предрасположенным к формированию отклоняющегося поведения.
1. Отклоняющееся, или девиантное поведение (англ. deviation — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации. Синонимы - отклоняющееся поведение, девиация. Понятие девиантное поведение шире понятий «делинквентность» (противоправное, преступное, криминальное поведение) и «антиобщественное поведение» (асоциальность) [4, с. 328].
2. Основными неблагоприятными социально-педагогическими факторами, влияющими на осложненное поведение подростков, являются, с одной стороны, недостатки семейного воспитания, с другой - педагогические ошибки учителей, а также противоречия личностного развития подростков.
3. Исследование склонности к отклоняющемуся поведению подростков СОШ №30 г. Гомеля показало, что:
- наиболее распространенными формами отклоняющегося поведения в данной выборке испытуемых являются склонность к нарушению норм и правил, аутоагрессивное поведение и слабость волевого контроля;
- достаточно часто встречается умеренная тенденция к склонности к аддиктивному и делинквентному поведению, а также к агрессии и насилию.
4. Мальчики в отличие от девочек чаще проявляют склонность к социальной желательности, к преодолению норм и правил, к аддиктивному поведению. Также они менее склонны к агрессии и насилию, чем девочки.
Девочки больше мальчиков склонны ориентироваться на социально желательные ответы при заполнении опросника.
Общее у мальчиков и девочек: слабость волевого контроля эмоциональной сферы, наличие умеренных агрессивных тенденций во взаимоотношениях с другими людьми; склонность к аутоагрессивному поведению; низкий волевой контроль эмоциональных реакций; умеренная склонность к делинквентному поведению; практически одинаково распределены среди мальчиков и девочек как отсутствие склонности к аутоагрессивному поведению, так и склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях.
Теоретические аспекты психологической защиты и совладания как механизма
овладения поведением. Особенности психологической защиты. Психологическая защита и её характеристика
Понятие "механизм психической защиты" идет от З.Фрейда. Впервые З.Фрейд обратился к понятию психологической (психической) защиты в работе "Нейропсихология защиты" (1894); подробно рассматривает её в работе "Толков ...
Характеристика и направления развития неофрейдизма
В конце 30-х гг, возник неофрейдизм, соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями, и предвестником этого явления стала индивидуальная психология А. Адлера. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толков ...
|