Психология » История психологии как самостоятельная наука » «Открытый кризис» в психологии в 20-30-е гг. XX в.
«Открытый кризис» в психологии в 20-30-е гг. XX в.

В начале XX в. в различных отраслях психологии проводилась масса исследований, результаты которых по-новому отвечали на главнейшие вопросы этой науки. Психология как наука о сознании начинает претерпевать изменения своего предмета, что обусловило возникновение кризиса в ее развитии. Предпосылки, обусловившие возникновение -открытого кризиса»:

1) понимание учеными практической и теоретической несостоятельности старых установок, взглядов и методов исследования явлений и феноменов науки;

2) интенсивное развитие дифференциальной, возрастной психологии, зоопсихологии обеспечило появление новых направлений, концепций и взглядов на предмет психологической науки;

3) развитие новой биологии, которая меняла представление о сознании как о замкнутом в себе субъекте и тем самым расширяла сферу непознаваемых путем классического метода интроспекции явлений - поведение животных, детей, психически больных людей.

Психология сознания распалась на 5 крупных направлений, каждое из которых выступило оппонентом по одному из пунктов старой психологии сознания, выдвигая свой предмет и свои методы исследования.

1. Гештальтпсихология - целостный, а не атомистический подход к изучению сознания.

2. Бихевиоризм - замена сознания на поведение как предмет изучения, исключение из области методов исследования интроспекции как не обладающего характеристикой объективности.

3. Глубинная психология - область бессознательных явлений психики как предмет изучения.

4. Французская социологическая школа - понимание человека с точки зрения взаимодействия с обществом как фактором его развития.

5. Описательная психология - изучение духовно-научной зависимости человека от общества.

Благодаря разразившемуся кризису психология получила ряд новых самостоятельных направлений, каждое из которых впоследствии активно расширилось и дало науке множество интереснейших взглядов и концепций, дальнейшее развитие этих психологических школ шло в направлении взаимодействия друг с другом, и это расширило и обогатило психологию как науку.


Зависимость комплекса профессионально значимых свойств менеджера по работе с персоналом от его пола. Описание методики экспертных оценок профессионально значимых свойств
Профессионально-психологический отбор претендентов на обучение предпринимательско-менеджерским специальностям включает три этапа: - собеседование; - освидетельствование профессиональной пригодности в ходе психологического тестирования; ...

Проблема аффектов в античной психологии
Концепция аффектов у Аристотеля . Чувства со­провождают любую деятельность и являются ее источни­ком. При этом чувства удовольствия и неудовольствия являются показателем нормального развития либо задержки развития душевных и телесных фун ...