Б. Скиннер (1904-1990) является представителем необихевиоризма.
Основные положения теории «оперантного бихевиоризма":
1. Предметом исследования является поведение организма в его двигательной составляющей.
1. Поведение - это то, что делает организм и что можно наблюдать, и поэтому сознание и его феномены - воля, творчество, интеллект, эмоции, личность - не могут быть предметом изучения, так как они не наблюдаемы объективно.
3. Человек не свободен, так как сам никогда не управляет своим поседением, которое детерминировано внешней средой;
4. Личность понимается как набор поведенческих шаблонов "ситуация - реакции-, причем последняя зависит от предыдущего опыта и генетической истории.
5. Поведение можно разделить на три вида; безусловно-рефлекторное и условно-рефлекторное, которые являются простым ответом на стимул, и оперантное, возникающее спонтанно и определяемое как обусловливание; этот тип поведения играет решающую роль в адаптации организма к внешним условиям.
6. Главной характеристикой оперантного поведения является его зависимость от прошлого опыта, или последнего стимула, получившего название подкрепления. Поведение усиливается или ослабляется в зависимости от подкрепления, которое может быть отрицательным или положительным.
7. Процесс положительного или отрицательного подкрепления за совершенное действие называется обусловливанием.
8. На основе подкрепления можно построить всю систему обучения ребенка, так называемое программированное обучение, когда весь материал расчленяется на мелкие части и в случае успешного прохождения и усвоения каждой части учащийся получает положительное подкрепление, а в случае неудачи - отрицательное.
9. На этой же основе строится и система воспитания и управления человеком - социализация происходит путем положительного подкрепления необходимых для общества норм, ценностей и правил поведения, в то время как асоциальное поведение должно иметь негативное подкрепление со стороны общества.
Формы и способы адаптации детей раннего возраста
С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течении 9 и более часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного. ...
Концепция тела и души, дуализм в философии Р. Декарта
Рене Декарт (1596-1650) первым осуществил очень важное разделение души и тела, сделав их совершенно независимыми друг от друга субстанциями через использование механистической теории человеческого организма как «тела-машины» и способности ...
|