Теория поля Курта Левина.

Немецкий психолог-гештальтист К. Левин (5890-1947) изучал личность и ее феномены: потребности, волю, эмоционально-аффективную сферу через применение разработанной им теории поля.

Основные тезисы теории поля:

1. В основе любого поведения лежат силы, формирующие у человека напряжение, требующее разрядки. Эти силы - биологические, социальные или квазипотребности, а разрядка напряжения приводит к удовлетворению потребности.

2. В структуре личности существует иерархическая связь потребностей друг с другом и их активное взаимодействие, что дает человеку возможность выстраивать грамотную коммуникацию, делая свое поведение более гибким, компромиссным, и решать возникающие конфликты.

3. На поведение действует только то, что происходит здесь и теперь: прошлые и будущие события могут влиять на поведение, но только в ситуации актуального настоящего действия (припоминания).

4. Схема удовлетворения потребности такова: в психологическом поле индивида возникает потребность, обусловливающая напряжение, которое требует разрядки. Возникающие в поле из окружающей среды феномены способствуют или не способствуют разрядке в зависимости от того, какой заряд они имеют по отношению к потребности. Если феномен имеет положительный заряд, то разрядка происходит, при отрицательном заряде разрядки напряжения не происходит, потребность не удовлетворяется, поиск в поле соответствующего феномена продолжается.

5. Завершенные действия (т. е. гештальты) не удерживаются в сознании и отодвигаются е фон, в то время как незаконченные действия остаются в поле сознания и помнятся вплоть до их завершения.

7. Группа, так же как и индивид, имеет свое психологическое поле и свои динамические законы: изменение одной части группы ведет к изменениям в другой ее части. Взаимодействие группы и индивида происходит по тому же закону: изменение в группе провоцирует изменения в поведении и внутренней структуре индивида, и, наоборот, происходящие внутренние изменения индивида обусловливают сходные процессы в группе.


Основные понятия
Эксперт – 1. сведущее лицо, приглашаемое в спорных или трудных случаях экспертизы 2. специалист, дающий заключение при рассмотрении определенного вопроса. Экспертиза – исследование и разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопр ...

Экспериментальное исследование влияния типа гендерной идентичности на уровень агрессивности в юношеском возрасте. Этапы проведения экспериментального исследования влияния типа гендерной идентичност
Исследование проводилось на базе двух высших учебных заведений города Минска: Московского государственного социального университета филиала в городе Минске и Белорусского университета культуры. Всего в исследовании принимали участие 98 ст ...