Психология » История психологии как самостоятельная наука » Характеристика психологических идей А. Адлера.
Характеристика психологических идей А. Адлера.

Индивидуальная психология А. Адлера является одной из интереснейших теорий личности XX в. В ней поднимаются важнейшие вопросы природы человека, которые ранее не имели столь широкого изучения в психологии.

1. Понятие творческого «Я», которое противоречит пониманию психики как раз и навсегда детерминированной биологическими и наследственными инстинктами, расширяет понимание природы человека. Адлеровская идея творческой активности и индивидуальности оказала сильнейшее влияние на развитие психологии и впоследствии разрабатывалась многими учеными гуманистической направленности, в частности А. Маслоу, К. Роджерсом, обусловив развитие новых подходов и теорий личности.

2. Введение термина социального интереса, или социального чувства, обусловливает понимание человека как существа социального, что расширяет границы понимания человеческой природы.

3. Отведение обществу важной роли в формировании и развитии личности дает основание считать Адлера основателем социального психоанализа. Адлер одним из первых признавал, что не только заложенные в человеке и передающиеся по наследству элементы являются источником формирования личности, но и общество оказывает существенное влияние на этот процесс.

Критика индивидуальной психологии.

Рассмотрение личности как продукта ее собственного творчества открывало дорогу к пониманию деятельной стороны субъекта, который не пассивно воспринимает

мир, а творит его. Однако, оставляя без внимания взаимоотношения между личностью и обществом, Адлер лишь констатирует, что человек от природы является социальным существом. Разумеется, одного этого недостаточно для понимания подлинных связей и отношений в общественной жизни. Поскольку раскрытие социальных детерминант человеческого поведения проводится Адлером на бессознательном мотивационном уровне развитии человеческой психики, то и результаты такого рассмотрения страдают психологической ограниченностью.


Результаты исследования
Результаты диагностики см. приложение 2. Проанализировав ответы школьников на вопросы опросника Олсона и содержание сочинений, мы получили следующие результаты. В качестве наиболее значимых ценностей старшеклассниками были обозначены «р ...

Приложения
Приложение 1 Методика определения уровня депрессии (В.А.Жмуров). Инструкция к тесту Читайте каждую группу показаний (их 44) и выбирайте подходящий вариант ответа - a, b, c или d. Тестовый материал 1. a.Мое настроение сейчас не более ...