Психология » История психологии как самостоятельная наука » Характеристика и направления развития неофрейдизма
Характеристика и направления развития неофрейдизма

В конце 30-х гг, возник неофрейдизм, соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями, и предвестником этого явления стала индивидуальная психология А. Адлера. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихи-ческих процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

В русле неофрейдизма развивались следующие теории.

1. Теория базальной тревоги Карен Хорни; причиной невроза является тревога, зарождающаяся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающаяся при недостатке любви и внимания.

2. Гуманистический психоанализ Э. Фромма: невроз и проблемы адаптации в среде возникают в результате невозможности для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение.

3. Эгопсихология Анны Фрейд и Э. Эриксона: отрицание необходимости изучение бессознательного уровня психики и рассмотрение «Эго» как не менее важной в развитии личности и независимой от бессознательных импульсов «Оно» структуры.

4. Теория Вильгельма Райха: признание необходимости полного сексуального раскрепощения человека, что способствовало бы установлению подлинно человеческих (естественных] взаимоотношений в любви, труде и познании.

Идеи неофрейдизма, несмотря на некоторую ограниченность своих психологических концепций, имели огромное влияние на общественную жизнь, этику, культуру и впоследствии дали множества интересных ответвлений и концепций,


Факторы формирования самооценки детей младшего школьного возраста
Ребенок стал школьником. Это приводит к новому распорядку его дня, рождает новые обязанности. Из необходимости каждый день учиться вытекают многие изменения в жизни ребенка. Нужно вовремя встать, ежедневно готовить домашнее задание, прино ...

История психологии труда. Петровские преобразования и психология труда
Сразу же оговоримся, что названный период в жизни стра­ны совершенно не разработан в истории психологического знания о труде, в то время как есть веские теоретические ос­нования ожидать здесь некоторого взлета психологической рефлексии, п ...