Когнитивная психология является современным направлением в зарубежной психологии. Она возникла под влиянием необихевиоризма Э. Толмена и информационного подхода в науке, основанного на использовании ЭВМ.
Когнитивная психология выдвигает следующие идеи.
1. Основные объекты изучения - познавательные процессы: память, речь и ее психологические аспекты, восприятие, внимание, мышление и воображение, а также эмоциональная и волевая сферы личности.
2. Методы исследования - хронометрические методики, основанные на точной регистрации времени ответа на поставленную задачу или реакции на сигнал. Отвергаются интроспективные методы, так как не обладают той точностью, которая необходима для изучения указанных объектов.
3. Все формы человеческого познания и познавательной активности схожи с операциями ЭВМ и имеют следующие характеристики:
- строгую последовательность в сборе и переработке информации;
- уроеневую организацию в переработке, хранении и использовании информационных блоков;
- избирательность, определяемую опытом познающего субъекта;
- зависимость от среды - от предметов физического мира, культурной и социальной среды;
- активность и переменчивость, выражающиеся в постоянной корректировке образов при взаимодействии с окружающей средой.
Направления критики когнитивной психологии
1. Отсутствие единой теории личности и единой схемы объяснения познавательных процессов, выдвинутые идеи имеют сильное сходство с пониманием характера и специфики познавательных процессов в интроспективной психологии.
2. Низкая экологическая валидность, т. е. соответствие взглядов будущим прогнозам.
3. Культура не рассматривается как фактор влияния на развитие познавательных способностей индивида.
В настоящее время в русле когнитивной психологии, претерпевшей кризис, развивается новая исследовательская программа, которая изучает язык как центральную символическую систему, используемую индивидом при решении различных задач.
Синтогенетическая периодизация психического развития
1. Проблема синтологического исследования психологического развития
Хорошо известны классификации периодов жизни детей по Бюллеру, Гизелю, Выготскому, Эльконину; возрастные периодизации, охватывающие и взрослый период жизни - Э. Эриксон, ...
Особенности формирования коммуникативных навыков у младших школьников
Формирование коммуникативных умений младших школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития лично ...
|