Психология » История психологии как самостоятельная наука » Гуманистическая психология А. Маслоу.
Гуманистическая психология А. Маслоу.
Страница 3

Однако, несмотря на расхождение по проблеме иерархии Да ных потребностей, большинство представителей гуманистичес '

пдиЯЫ"

психологии приняли сам термин самоактуализация,

введ еп ч. Маслоу, так же как и его описание самоактуализирующайся' ности.

ар.

Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иер

а'

хии, объединив все существующие потребности в два класс требности нужды (дефицита) и потребности развития (сам°а

лцзации). Таким образом, он выделил два уровня существования человека - бытийный, ориентированный на личностный рост и са-^оактуализацию, и дефициентный, ориентированный на удовлетво­рение фрустрированных потребностей. В дальнейшем он выделил группы бытийных и дефициентных потребностей, ценностей по-знания, обозначив их терминами Б и Д (например, Б-любовь и Д-Л(обовь), а также ввел термин метамотивация

для обозначения собственно бытийной мотивации, ведущей к личностному росту.

Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил о том, что таким людям присуще принятие себя и мира, в том числе 0 других людей. Это, как правило, люди естественные, адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, сконцентрированные на задаче, а не на себе. В то же время этим людям свойственны не только принятие других, открытость и контактность, но и стремле­ние к уединению, к автономии и независимости от окружающей их среды и культуры.

Так в теорию Маслоу входят понятия идентификация

и отчуж-депие, хотя полностью эти механизмы психического развития им так и не были раскрыты. Однако общее направление его рассуж­дений и экспериментальных исследований позволяет осознать его подход к психическому развитию личности, его понимание связей между личностью и обществом.

Ученый считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его «Я», его Самости и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Поэтому именно осознан­ные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты состав­ляют самую суть человеческой личности, отличают человека от животных. Однако стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности и препятствия, на непонимание окружаю­щих и собственную слабость, неуверенность. Поэтому многие люди Уступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить е§я, самоактуализироваться. Такой отказ не проходит бесследно !я личности, он останавливает ее рост, приводит к неврозам. Ис-1еДования Маслоу показали, что невротики - это люди с нераз-

[°й или неосознанной потребностью к самоактуализации.

Гаким образом, общество, окружение, с одной стороны, необхо-0 человеку, так как самоактуализироваться, проявить себя он

Кет только среди других людей, только в обществе. С другой

'НЬ1, общество по самой своей сути не может не препятство-

:амоактуализации, так как любое общество, считает Маслоу,

отч Мится сделать человека шаблонным представителем среды, оно

Коыгь Эет личность °т ее сути, ее индивидуальности, делает ее °й

.

м ° ^ БРемя отчуждение, сохраняя Самость, индивидуальность сти, ставит ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому в своем развитии человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его в про­цессе развития, чтобы погубить личность. Оптимальным, считает Маслоу, является идентификация во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром и отчуждение во внутреннем пла­не, в плане его личностного развития, развития его самосознания. Именно такой подход позволяет эффективно общаться с окружаю­щими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Мас­лоу, его мысли о необходимости противостояния, но не враждеб­ности личности и общества, необходимости отчуждения от среды, стремящейся стереотипизировать человека, склонить его к кон­формизму, сделали Маслоу популярным среди интеллектуалов, так как эта позиция во многом отражала не только концепцию самого Маслоу, но и концепцию взаимосвязи между личностью и обще­ством, принятую в этой социальной группе.

Страницы: 1 2 3 4


Исследование брачно-семейных представлений у школьников старших классов. Организация исследования
Для исследования брачно-семейных представлений у школьников старших классов мы провели эксперимент на базе средней общеобразовательной школы №105. В эксперименте участвовали школьники 10 класса в количестве 35 человек. Эксперимент проводи ...

Специальные дошкольные учреждения для детей с детским церебральным параличом. Принципы построения коррекционно-педагогического и лечебно-восстановит. процесса
Детский церебральный паралич это не прогрессирующие заболевание проявляется в нарушении двигательной сферы, которое возникает в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При ДЦП происходит недо ...