Главной предпосылкой развития психологии как самостоятельной науки в XIX в. стали глобальные социальные изменения этого периода - отмена крепостного права, экономические реформы и как следствие начало осозна-вания нацией своей уникальности и самобытности. Перед психологией встала задача изучения русского характера и менталитета с психологической, а не исторической или социологической точек зрения.
Во второй половине XIX в. в связи с активным развитием естествознания в науке и интереса к национальной культуре и характеру в обществе постепенно начинает складываться отечественная психология как самостоятельная научная дисциплина, в которой развиваются два параллельных подхода.
1. Антропологический и естествен но-научный подход Н. Чернышевского, в котором понимание природы человека происходит через принцип единства организма и его психической и физической составляющих и используются естествен но-научные методы исследования человеческой природы и достижения физиологии.
2. Религиозно-философский подход П. Юркевича и В. Соловьева, где человеческая природа познается двумя способами - через внешнее (телесное) и внутреннее (душевные явления) чувство, психические и физические аспекты должны быть отделены друг от друга, и их необходимо изучать соответствующими эмпирическими методами, а поведение нужно изучать с точки зрения рефлекторной дуги, предложенной Р. Декартом.
К концу XIX в. отечественная психология имела свои отличительные особенности.
1. Антропоцентризм и рассмотрение, исторических и социальных изменений с точки зрения человека и его практической пользы.
2. Ориентация науки на практическое применение.
3. Упор на нравственные и этические проблемы в исследованиях человеческой природы и построении психологических концепций.
4. Изучение исторических аспектов этических проблем человека.
5. Сверхличные элементы сознания понимались в ключе их нравственной составляющей.
Особенности эмоционально-нравственного развития в дошкольном возрасте
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенч ...
Процедура обработки результатов исследования
Интегральная оценка пригодности к менеджерской деятельности определяется по формуле:
[(9 - Сп) + Гип + (9 - Дист) + Дем + (10 - 1 шк.) + 2 шк. + 3 шк. + + (10 - 8 шк.) + 2Ан + 2ЛК + 2Кот] / 11,
где Сп – показатель личностной тревожности ...
|