Классификация поведения в конфликте
Страница 2

Работа с конфликтами, конечно, не исчерпывается перечисленными методами. В соответствии с ситуацией могут быть найдены и другие эффективные организационные методы управления конфликтами.

Управление конфликтами включает и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций.

Участники конфликтной ситуации оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в сложившихся обстоятельствах. Известный российский конфликтолог Н.В. Гришина описывает их следующим образом:

1. Путь «борьбы», направленный на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого.

2. Уход от конфликта.

3. Ведение переговоров с целью найти приемлемое решение возникшей проблемы.

Каждая из этих возможностей предполагает соответствующие стратегии поведения участников конфликта. Для описания стратегий и тактик конфликтного взаимодействия на практике часто применяют двухмерную модель К.У. Томаса и Р.X. Килменна, которая была разработана ими в 1972 г.

В своем подходе К. Томас делал акцент на изучении конфликтов и их явлений, которые заключались на создании некоего бесконфликтного пространства, а не на умелом пользовании конфликтами. Он находил положительное в конфликтах, а не только негативное, как другие исследователи. Соответственно, К. Томас считал нужным сконцентрировать свое внимание на изучении, сопровождающих конфликты, явлениях. [28, с. 36]

Имеется пять стратегий поведения в конфликтных ситуациях, в их основу положен метод Томаса – Килменна, соответственно этот метод имеет такое же название. Этот метод позволяет каждому человеку самостоятельно создать для себя свой стиль поведения в момент конфликта.

Соответственно, стиль в поведении вырабатывается на основании той меры, по которой человек стремится удовлетворить потребности и личные интересы.

Рисунок 1. Двухмерная модель Томаса - Килменна

Если пользоваться прямоугольной мерой системой координат, то мы получим сетку Томаса-Килменна. Полученная сетка позволит определить место и название для каждой стратегии, которая помогает разрешить конфликт. На абсциссе фиксируется уровень направления интересов других людей, которые оказались вовлечены в конфликтную ситуацию, а на ординате, показываем уровень направления на свои личные интересы. (рис. 1).

Проводя анализ конфликта именно на основании этой модели, надо учитывать три обстоятельства:

Содержание;

Ценность;

Личные особенности характера.

Рисунок 2. Трехмерная модель Томаса-Кильменна-Емельянова

Главенствующее место в оценке модели поведения личности занимают межличностные отношения со стороной, которой он противостоит. Если ценности для соперника не имеют никакого значения, то конфликт получится деструктивным. И, наоборот, повышенная ценность межличностных отношений приводит к компромиссу, а то и уходу от конфликта. С.М. Емельянов допускает существование в двухмерной модели Томаса-Килменна третьего измерения – другими словами, ценность межличностного отношения. [14, с. 95] Представим ее схематически (см. рис. 2). [35, с. 240]

Уклонение (избегание, уход). Такой стиль, как уход из конфликта или избегание, тесно связан с желанием и кооперированием. В такой ситуации, человек занимает позицию сторонения от конфликтных ситуаций. Это происходит, когда нет желания тратить силы на то, что не интересно. Применения этого стиля означает возможность развития, а не застоя. Но, это может означать и неприятие.

Стратегия уклонения (избегания) обычно реализуется, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои права, или же сторона ни с кем не сотрудничает для выработки решения и не вовлеченность в него не отражается на развитии конфликта, либо сторона просто не желает тратить время и силы на решение проблемы. Это стиль наиболее эффективен в тех случаях, когда одна из сторон обладает большой властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль также применим, когда стороне приходится иметь дело с конфликтной личностью. [6, с. 154]

Страницы: 1 2 3 4


Введение. Предмет специальной психологии
«В настоящее время чрезвычайно актуально концептуальное переосмысление общих и специфических закономерностей психического развития аномальных детей различных категорий, возможностей коррекции и компенсации дефектов развития .» (Ульенкова ...

Отклоняющееся поведение подростков. Подростковый возраст как наиболее чувствительный к возникновению отклоняющегося поведения
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей и педагогов, так и для сам ...