Проблема агрессивности личности в психологии

В литературе существуют различные точки зрения, касающиеся проблем, возникающих у агрессивных детей. Согласно одной из них, такие дети имеют трудности в развитии и поддержании нормальных социальных контактов со сверстниками. Эти трудности могут быть результатом социально-познавательного дефицита, ведущего к отвержению сверстниками. Другая точка зрения основывается на том, что агрессивные дети могут развивать дружеские отношения и быть включенными в социальную структуру, как и любые другие дети. Кроме того, друзья в этом случае сходны в проявлении агрессивных реакций. Таким образом, выдвигается предположение, что агрессивные дети склонны вступать в контакт с агрессивными сверстниками.[12]

Существует мнение о различии в проявлении агрессии у мальчиков и девочек в различные периоды их развития. Однако эти позиции не обязательно должны быть рассмотрены как противоположные, они могут отражать разнородность социального положения агрессивных детей.

Важным является тот факт, что агрессия и агрессивное поведение может проявляться не только в агрессивной ситуации, посредством которой разрешаются социальные проблемы агрессивных детей, но и разрешение конфликтов среди неагрессивных девочек и мальчиков.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но мотивационные компоненты прямо противоположны.


Социально-психологический тренинг
1. Понятие, сущность и история появления социально-психологического тренинга как формы групповой работы. 2. Методические рекомендации по ведению групп социально- психологического тренинга. I. В настоящее время в социально-педагогической ...

Исследования эффективности произвольной и непроизвольной памяти в деятельностном подходе.
Вопрос об эффективности произвольного запоминания поставил в своих исследованиях отечественный психолог А.А.Смирнов (Психология памяти, 2002). В одном из своих экспериментов он предлагал двум группам школьников заучивать равные отрывки те ...