Психология » Педогогика и психология » Психика и сознание. Сфера бессознательного и ее роль в процессе отражения человеком окружающей действительности
Психика и сознание. Сфера бессознательного и ее роль в процессе отражения человеком окружающей действительности
Страница 1

Психика - это системное свойство высокоорга­низованной материи (мозга), заключающееся в ак­тивном отражении субъектом объективного мира. Психика проявляется в психических явлениях. Все психические явления делятся на три группы: 1) психические процессы; 2) психические состоя­ния; 3) психические свойства личности. Некоторые авторы отмечают, что психика есть функция мозга. Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изу­чают нейрофизиология, медицина, биофизика, био­химия, нейрокибернетика. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материаль­ной действительности, в результате которого формируются идеальные (психические) образы реальной действительности, необходимые для ре­гуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные обра­зы объективно существующих явлений. Но эти об­разы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребно­стей, интересов, психического состояния и т. д. Иначе говоря, психика - это субъективное отраже­ние объективного мира. Однако субъективный ха­рактер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное от­ражение окружающего мира. Итак, психика - это субъективное отражение, объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодей­ствие человека с внешней средой

Основным понятием психологии является поня­тие психического образа Психический образ -целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительно­сти, это информационная модель действительнос­ти, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности. Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловли­вается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а все­общей функцией - регуляция деятельности. Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компонен­ты - общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного дей­ствия. Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика как отражательная способность есть и у животных, но высшей формой психики является сознание чело­века, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек про­извольно регулирует свое поведение. Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями. С сознанием связана рефлексивная способность человека, т. е. готовность сознания к познанию самого себя и дру­гих психических явлений.

Сознание - высшая форма отражения действитель­ного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулиро­вании и самоконтролировании поведения человека. Основной признак психики человека состоит в том, что, кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения, человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окру­жающей действительности - знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт чело­вечества, передаваемый посредством речи. «Сознание» буквально означает «совокупность зна­ний» Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видо­вые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств В ис­тории отмечено около сорока случаев, когда дети с раннего возраста вскармливались животными Они не обнаруживали не только признаков сознания (у них полностью отсутствовали речь и мышление), но даже такого физического свойства человека, как верти­кальное положение тела при ходьбе. Одной из особенностей психики человека являет­ся ее обусловленность общественным сознанием. К общественному сознанию относятся: 1) наука; 2) мораль; 3) право; 4) идеология; 5) искусство; 6) религия. Изменения в производстве, в общественных отно­шениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания. Итак, психика человека, его сознание - это сис­тема его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях. Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные осо­бенности: 1) категориальность - отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы; 2) отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей; 3) осознание це-лей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений; 4) обусловленность индивидуального сознания об­щественными формами сознания; 5) самосозна­ние - концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе. Сознание характеризуется не только как отраже­ние мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое пре­образование действительности. Таким образом, сознание есть высшая, интегри­рующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Страницы: 1 2


Подходы к психопрофилактике девиантного поведения
Как видно из вышесказанного, подростки с девиантным поведением это те, кто недостаточно усвоил ценности, социальные нормы общества, особенно в первичном коллективе - семье, школе т.п. В силу сложного характера поведенческих нарушений их п ...

От 3 до 5 лет
Это возраст эмоционального обрамления «я» ребенка. Формируется и чувство общности – «мы». Устанавливается чувство вины и сопереживания. Возрастает самостоятельность, не требует постоянного внимания взрослых и стремится к общению со сверст ...