Психология » Развитие психических познавательных процессов школьников в ходе обучения в школе » Психолого-педагогические условия, влияющие на развитие психических познавательных процессов младших школьников
Психолого-педагогические условия, влияющие на развитие психических познавательных процессов младших школьников
Страница 1

Анализ литературы по проблеме развития психических познавательных процессов младших школьников позволяет выделить следующие условия, влияющие на развитие психических познавательных процессов:

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников в процессе развития познавательных процессов;

-педагогическое взаимодействие: сверстники - педагог - социум – среда;

-систематический процесс организации занятий с использованием психологических занятий и упражнений в игровой форме;

-соединить обучающую, воспитательную, развивающую, тренировочную и состязательную деятельности в ходе занятий;

Условия, влияющие на развитие психических познавательных процессов – это то, что оказывает определённое влияние на ребёнка; те обстоятельства обучения, воспитания и развития, от которых зависят особенности и уровень психического развития. В психологии выделяют внешние и внутренние условия. Внутренние условия – это активность, интересы, целеустремлённость, мотивы и волю. К внешним условиям относят обучение и воспитание[17].

Условия, необходимые для организации систематической работы по целенаправленному развитию познавательных процессов, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Этому может служить специальная организация регулярных факультативных занятий, занятия в учреждениях дополнительного образования на которых дети с помощью игры решают нестандартные задачи[18].

Немаловажное значение для развития психических процессов играет познавательный интерес. Для формирования и развития познавательного интереса необходимо выполнение следующих условий:

· укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять, не ослаблять интереса недоверием, негативными оценками;

· развивать у детей чувство собственного достоинства: позиции учителя и ребенка являются равными, партнерскими;

· развивать творческие силы детей, создавать для этого условия;

· использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии.

Таким образом, занятие будет познавательным, если дети:

· думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);

· удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);

· внимательны (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю);

· фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).

Психологи отмечают, что интерес сообщает познавательной деятельности силу, интенсивность, легкость, быстроту, плодотворность, снимает утомление, создает здоровый климат общения и коллективной деятельности[19].

Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия, наблюдается высокая острота зрения и слуха, хорошо ориентируются на различные формы и цвета. В учебной деятельности восприятие сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета у первоклассников отсутствует систематический анализ воспринимаемых свойств и качеств предметов.

К основным психолого-педагогическим условиям эффективности развития познавательных процессов младших школьников в процессе обучения и воспитания в рамках гуманистической концепции личностно ориентированного обучения можно отнести[20]:

1. Преобразование традиционной классно-урочной системы в систему организации личностно ориентированного учебно-воспитательного процесса.

2. Достижение педагогом соответствия характера педагогического воздействия и внутренних (субъективных) особенностей развития личности младшего школьника.

3. Формирование направленной мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе развития.

4. Положительное воздействие педагога на эмоциональную сферу школьников.

5. Формирование адекватного самоанализа и самооценки школьников.

7. Наличие психолого-педагогической компетентности в деятельности педагога.

Человек по своей биологической сути является существом разумным, то есть понимающим смысл своего существования и умеющим осознанно реализовываться в жизни. Такой статус приобретался человеком длительной отработкой навыков поведения, путем приучения к определенным действиям. На раннем этапе развития человечества для передачи опыта достаточно было показать действия, направленные на сохранение жизни. И в подсознании человека укоренилось стремление к знаниям, которые помогут выжить. По мере усложнения жизни усложнялись и способы передачи опыта для дальнейшего применения. Но эффективным остался понятный и простой способ: показ действий учителем, повторение учеником и получение результата повторения. В психологии такой способ называют психологическими занятиями и упражнениями в игровой форме [46, C. 43].

Страницы: 1 2 3 4 5


Возрастные особенности суицидального поведения. Особенности суицида в детском возрасте
Попробуем разобраться в причинах детского суицида. В последние годы отмечается рост суицидальной активности. Суицид – это умышленное лишение себя жизни. Мысли о самоубийстве, соответствующие высказывания, угрозы, намерения и попытки поко ...

Отечественная психологическая мысль в эпоху Просвещения.
Русская психологическая мысль в XVIII в. развивалась под влиянием господствующего феодально-крепостнического строя. Все мыслители в своих трудах вели борьбу с государственной идеологией крепостничества и важнейшей задачей ставили изучение ...