Психология » Особенности коммуникативной готовности старших дошкольников с ЗПР к школьному обучению » Педагогические условия формирования коммуникативной готовности к школе дошкольников с ЗПР. Организация и исследование особенностей коммуникативной деятельности старших дошкольников с ЗПР
Педагогические условия формирования коммуникативной готовности к школе дошкольников с ЗПР. Организация и исследование особенностей коммуникативной деятельности старших дошкольников с ЗПР
Страница 1

Цель констатирующего эксперимента: изучить особенности коммуникативной готовности детей с ЗПР к школьному обучению.

В соответствии с целью выделены следующие задачи:

1. изучение состояния коммуникативных навыков, форм общения старших дошкольников с ЗПР и нормально развивающихся детей, реализуемых ими в общении со взрослыми и сверстниками

2. Анализ полученных данных.

В качестве экспериментальной базы было выбрано МДОУ д/с №16 комбинированного вида г. Североморск.

Теоретической основой явились методики и тесты, разработанные авторами: Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, Л.М. Шипициной, М.И. Лисиной

В констатирующем эксперименте приняли участие 10 детей 6–7 лет с задержкой психического развития и 10 нормально развивающихся детей 6–7 лет.

Экспериментальное исследование проходило в несколько этапов:

1. Подбор методик для диагностики коммуникативных навыков детей

2. Проведение диагностических тестов с детьми с ЗПР и с нормально развивающимися детьми.

3. Анализ полученных данных.

Методика «Изучение критериев выбора партнёра для общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) (приложение 1).

Таблица 1. Результаты диагностики критериев выбора детьми партнёра для общения

Уровни

Экспериментальная группа (дети с ЗПР)

Контрольная группа (нормально развивающиеся дети)

Абсолютная величина

%

Абсолютная величина

%

Высокий

1

10

4

40

Выше среднего

1

10

3

30

Средний

4

40

2

20

Низкий

4

40

1

10

Исходя из результатов, становится ясным, что основной группой мотивов у детей с ЗПР становится как просто наличие положительных качеств или общее отношение к сверстнику. Это говорит о плохо развитой мотивационной сфере дошкольников с ЗПР, преобладании во взаимоотношениях ситуативных мотивов воздействия. В группе есть 2 ребёнка, выделяющие дружеские отношения, но их опыт на других не распространяется.

Методика по определению ведущей формы общения ребенка со взрослым (М.И. Лисина) (приложение 3). Протоколы обследования – приложение 4.

Результаты эксперимента показали, что для старших дошкольников с ЗПР наиболее характерен III уровень сформированности социально-коммуникативных навыков (50% детей); значительная часть детей с ЗПР имели II уровень (30%); на очень низком (IV) уровне оказалось 20% детей и на высоком – ни одного ребенка (0%).

Иная картина наблюдалась у детей с нормальным психическим развитием: наибольшее их количество оказалось на I (высоком) и II (среднем) уровнях развития социально-коммуникативных навыков (30 и 50% соответственно). На низком – III уровне было выявлено 20% детей, очень низкий – IV уровень ни у одного ребенка отмечен не был.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что для детей с ЗПР характерен более низкий уровень владения социально-коммуникативными навыками в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Дошкольники с задержкой психического развития не использовали в своей речи оценочных суждений, не стремились согласовать со взрослым отношение к обсуждаемому, их речевые высказывания практически во всех случаях носят ситуативный характер. Преобладали высказывания об игрушках, животных. По функции это чаще всего были обращения за помощью, вопросы, связанные с деятельностью ребенка; по содержанию высказывания были простыми, не связанными между собой.

Страницы: 1 2


Сущность, задачи содержания гражданского, эстетического и нравственного воспитания
Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Гражданственность. Главнейшее ...

От 1 года до 3 лет
В этом возрасте интенсивно развиваются интеллект и мышление, координируются движения, совершенствуются исследовательские формы поведения, появляется настойчивость в преодолении трудностей. До двух лет интересы сосредоточены на близких ему ...